18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка достижений народного художественного хозяйства

Большая экспозиция отечественного наива в павильоне «Карелия» на ВДНХ

Символично, что выставка наивных художников проходит на бывшей Выставке достижений народного хозяйства. Они и правда народные художники, любимые как профессионалами, так и обычными зрителями. К тому же одна из первых выставок, открывших наивное искусство народу, От наивного искусства до кича, прошла 25 лет назад именно на ВДНХ. Теперь же около 200 произведений из коллекции Государственного музея-заповедника «Царицыно» собрали в павильоне «Карелия». Коллекция наивного искусства появилась в музее в 1990-е, когда на волне интереса ко всему неформатному наив начал собирать научный сотрудник музея Вадим Помещиков.

На нынешней выставке ее куратор Алексей Лебедев попытался систематизировать это несистемное искусство, выделив типичные для него темы. Любовь, родина, животные, герои, пространство, изобилие, праздник и даже советский миф — все мотивы отечественного наива разложены по полочкам. В работах примитивистов огромные рыбы с человечьими глазами бороздят моря, столы ломятся от диковинных яств, люди исключительно «добрые» и даже гении кажутся почти родными. Что бы ни изображал наивный художник, получается рай земной, не меньше. На полотнах Кати Медведевой выделывают заковыристые па балерины, которые, по словам художницы, «как и дети, похожи на ангелов небесных, только по земле ходят». В картинах Елены Волковой гуляют животные невиданной красы: тут и огнегривый лев, и вол, исполненный очей. Словом, рай до грехопадения. У Павла Леонова рай советский, режимный — оттого в его картинах все структурировано, всему свое место в священной государственной иерархии.

Помимо звезд наивного искусства, открытых в ­1990-е, покажут и менее известных, но не менее самобытных авторов — всего их 70. Открытием выставки называют скульптуры псковского пастуха Василия Дмитриева. В названии выставки не зря разделены самодеятельные и наивные авторы. Споры о терминологии в отношении так называемого наивного искусства ведутся давно. Исследователь русского примитива Ксения Богемская писала, что наших художников следует относить к наивным с большой натяжкой. Ведь многие из них имели опыт тюремного заключения, бездомности или психиатрического лечения, что дает основания называть их, скорее, аутсайдерами. Действительно, у них часто довольно схожие биографии, не менее интересные, чем их картины. Часто такой самородок работает плотником или сапожником в глуши, а на досуге вырубает ангелоподобных чурбанчиков. Кто-то ищет свой путь всю жизнь, кто-то открывает талант в глубоко преклонном возрасте, как Баба Люба (Майкова), которая начала писать картины в 85 лет. Одни становятся участниками столичных выставок, продаются в галереях, и аутсайдерами их назвать можно с натяжкой, другие так и прозябают в безвестности. Терминология — вопрос темный, а радость от восприятия наивного искусства, как его ни назови, бес­спорна.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+