18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Законсервировать или музеефицировать?

Судьбу фрагмента стены Белого города XVI века, который был обнаружен археологами на Хохловской площади, москвичам предлагают решить с помощью интернет-голосования. Законсервировать исторический памятник или музеефицировать — с 12 апреля на портале «Активный гражданин» можно высказать свое мнение.

В 2007 году на Хохловской площади планировали построить развлекательный центр с подземной парковкой, вырыли огромный котлован, но в процессе работ археологи обнаружили часть белогородской стены, сохранившуюся с XVI века, и стройку пришлось отменить.

Стена Белого города создана по проекту зодчего Федора Коня, он же в свое время руководил возведением кремля в Смоленске. В Средние века это была самая протяженная крепостная стена в России. Его укрепления единственный раз стали рубежом обороны во время гражданской войны 1610–1612 годов. До конца XVIII века обветшавшую крепость разобрали на кирпичи, а по кольцу стен Белого города пролегло Бульварное кольцо.

Фрагмент стены на Хохловской площади на данный момент единственный, других пока не нашли. Неплохо сохранилось основание стены шириной 4,5 м — кладка прослеживалась на высоту от 60 см до 1,5 м. Уникальной находкой археологов в процессе расчистки поверхности забутовки фундаментной кладки стали белокаменные резные архитектурные детали, в частности два фрагмента восьмигранной белокаменной колонны.

Сейчас найденная часть стены накрыта пластиковым навесом, работы на площадке не ведутся, но кладка под воздействием выхлопных газов, осадков и перепадов температур постепенно разрушается. Некоторые специалисты предлагают снова засыпать находку землей, чтобы законсервировать ее для будущих поколений.

«В мировой археологической практике принято после завершения исследований раскрытый объект культурного наследия либо музеефицировать, либо провести его консервацию методом засыпки раскопа. По первоначальному проекту обнаруженные исторические кладки должны были находиться в подземном уровне паркинга под перекрытием в качестве музейного экспоната. В связи с отказом инвестора от этой площадки вопрос о музеефикации кладок XVI века остался открытым. Следовательно, для сохранения этого уникального объекта для будущего его необходимо законсервировать методом повторного погружения в грунт, как наиболее щадящим древние кладки», — отмечает археолог Константин Воронин.

Другие эксперты выступают за музеефикацию участка по примеру многих европейских стран и открытие доступа к средневековой стене для горожан.

«Самое главное — это в любом случае сохранить стену, поскольку внешняя среда негативно влияет на ее сохранность. Сейчас там открытое пространство, куда заливается вода, лужа там стоит фактически постоянно — это все приводит к разрушению. Непременно нужно законсервировать стену и произвести это с реставрационными изысканиями, сделать максимально профессионально, дабы не утратить то, что удалось обнаружить, а дальше уже смотреть на финансовые возможности. Если говорить про тот вариант, в котором предлагается засыпать котлован, то это тоже может привести к механическому повреждению, что несет угрозу для этого фрагмента. Это можно сделать, как в немецком Кельне, где в послевоенный период шло восстановление города и случайно были обнаружены античные руины, которые на достаточных площадях и улицах раскрыли, их музеефицировали, надев специальный стеклянный колпак. Достаточно, на мой взгляд, рациональный и экономичный способ, чтобы историческую находку сделать публичной», — считает москвовед, историк архитектуры, кандидат политических наук Денис Ромодин.

Дали слово и москвичам. Горожане могут выразить свое мнение на сайте или в мобильном приложении проекта «Активный гражданин».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+