18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дерево с идеями

№42
Материал из газеты

«Русское деревянное», двухтомная монография о сохранении русского национального, вышла в издательстве «Кучково поле» под эгидой Архитектурного музея имени А. В. Щусева

Каталог выставки Русское деревянное — своего рода исследование исследований, даже в большей степени, чем сама выставка. Она проходила в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева с сентября прошлого года до февраля нынешнего и состояла в значительной части из хранящихся в запасниках материалов экспедиций, изучавших деревянную архитектуру, и результатов самоотверженной деятельности исследователей, таких как Петр Барановский и Александр Ополовников.

Фотографии, зарисовки, макеты, результаты обмеров — все это на выставке выглядит не слишком эффектно, зато в книге чрезвычайно выигрышно. От многих иллюстраций глаз не оторвать, настолько хороши и сами деревянные дома, церкви, усадьбы и дачи, и проекты неосуществленных или разрушенных построек. Исчезнувших зачастую вскоре после рождения, поскольку деревянными, как правило, были и временные сооружения — увеселительные и выставочные. Многие из них остались в истории архитектуры, но, к сожалению, только в документации. Однако, как пишет один из авторов каталога Ирина Чепкунова, «их нарочито гротескная и временная сущность помогла архитекторам найти новые выразительные архитектурные формы». Прежде всего эти слова относятся к павильону Константина Мельникова Махорка на парижской выставке 1925 года, хотя материалы и о менее известных «времянках» именитых советских архитекторов также впечатляют.

Поскольку временной отрезок Русского деревянного — шесть веков (первый том — XVI–XIX века, второй—XX век и наше время), то и взгляд из XXI столетия не смог охватить такой огромный период целиком, а фиксировался на нескольких магистральных темах. В том числе на описании исследований Русского Севера и его деревянной архитектуры в 1910–1930-х и в предвоенные годы, а также на создании музеев деревянного зодчества, которые оказались единственно возможным способом сохранения не только храмов, но и деревенских изб, сараев и бань. Мир русской усадьбы, деревянный ампир, в книге почти не отражен, зато модерн как национальный романтизм представлен во всем своем избыточном великолепии. Дерево в это время воплощало национальную идею в формах, буквально формировало ее. Еще одна тема — дачи как идеальное личное пространство. Дома советских архитекторов в известном подмосковном дачном поселке НИЛ представлены «как знак не прерывавшейся культурной традиции Абрамцевского кружка, творчества Ивана Ропета и Федора Шехтеля», для страны зодчие проектировали в другой традиции — имперской.

Заканчивается книга современными постройками из дерева, тоже загородными и личными. Они деревянные, но почти хай- тек. В дереве можно выразить любую идею, в том числе и русскую как европейскую.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+