18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Директор Эрмитажа готов отстроить Пальмиру заново

Хранящаяся в российском музее коллекция артефактов из Пальмиры может быть использована для реконструкции древнего сирийского города, освобождение которого ожидается со дня на день. Штурмовые группы правительственных войск уже пробились к западным воротам Пальмиры. 

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что уничтожения Пальмиры боевиками запрещенной в России террористической организации ИГИЛ в прошлом году можно было бы избежать, но теперь его музей готов помочь восстановить древний город. Пиотровский — специалист по арабскому миру, впервые посетивший Сирию в 1970-х годах, рассказал в интервью The Art Newspaper, что музеи по всему миру готовятся «к моменту, когда появится возможность воссоздать Пальмиру». Эрмитаж работает совместно со своими коллегами — на данном этапе неформально — над сбором фотографий, гравюр и других архивных документов, изображающих древний город со всех возможных ракурсов.

Инициативы Пиотровского не ограничиваются Пальмирой. Он уже высказывался о судьбе культурного наследия Афганистана, Ирака, Мали и Йемена. «Сегодня внезапно вся культура оказалась под угрозой», — сказал он, выступая на Санкт-Петербургском международном культурном форуме в декабре.

В следующем месяце Эрмитаж планирует провести День Йемена с тематическими выставками, кинопоказами и лекциями, чтобы привлечь внимание к йеменским памятникам, уничтоженным во время саудовских бомбардировок. В акции планируют принять участие еще 15 музеев по всему миру, в том числе Лувр, Британский музей и Метрополитен-музей.

Выставка фотографий Сирии, сделанных российским фотографом Александром Дымниковым, откроется в Эрмитаже в апреле. Наряду с фотографиями на ней покажут виртуально восстановленные утраченные памятники Пальмиры, в том числе храм Бэла и триумфальную арку.

По словам Пиотровского, многие музеи настороженно относятся к проведению выставок, посвященных наследию Сирии. Вывоз артефактов из мест их происхождения по-прежнему остается болезненной темой. «Мы могли бы собрать большую выставку сирийских объектов и показать ее по всему миру, но все постоянно говорят о „снова все укравших новых колонизаторах“», — говорит он.

Эрмитаж — один из очень немногих музеев, где есть особая галерея, посвященная Пальмире. В его коллекцию входят Таможенный тариф (четыре каменных блока с рельефным текстом, общим весом более 15 т) и тессеры (жетоны с изображениями и надписями, которые использовались и как лотерейные билеты, и как билеты для участия в различных мероприятиях — общественных пирах, театральных представлениях), все в превосходной сохранности. Если бы эти объекты «не были в свое время вывезены в Санкт-Петербург, их бы уже не существовало», подчеркивает Михаил Пиотровский.

Директор Эрмитажа утверждает, что Пальмиру можно было спасти. «Разбомбить транспортные средства, двигающиеся по пустыне, — не проблема, но никто не бомбил их. У Сирии было недостаточно самолетов. Нас [русских] там не было. А американцы, конечно же, не хотели этого делать, потому что Пальмиру контролировал [президент Сирии Башар] Асад. Так что в данном случае военные решения переплетаются с невоенными».

Пиотровский выступает за принятие международной декларации прав культуры, предложенной известным ученым, академиком Дмитрием Лихачевым. Декларация предполагает защиту культурного наследия во время военных операций, уничтожение памятников названо в ней преступлением против человечества.

Культурное наследие страдало от бесконечного насилия на протяжении всей истории, однако сегодня, по словам Пиотровского, люди начинают терять веру. «Древняя культура была уничтожена христианами — и только Возрождение восстановило его из осколков, — говорит он. — И сейчас это понимание сакральности культуры повсеместно теряется».

По его мнению, между Санкт-Петербургом и Пальмирой существует духовная связь. Начиная с XVIII века молодую столицу России называли Северной Пальмирой. Оба города «возникли в местах, где города обычно не возникают» (Санкт-Петербург на болоте, Пальмира в пустыне). Он считает восстановление императорских дворцов Санкт-Петербурга после Второй мировой войны, осуществленное благодаря сохранившимся рисункам и другим материалам, доказательством того, что Пальмира может быть выстроена заново. «Пальмира — чудо чистой воды», — говорит он. Свои посещения города между 1970-ми и 1990-ми годами он уподобляет «паломничеству в святые места; это живая Античность».

Тем временем, в Сирийской пустыне на подступах к Пальмире идут самые ожесточенные за последние дни боестолкновения, сообщает электронная версия газеты «Ас-Сафир». Сирийские войска пробились к Пальмире. В операции участвуют не только штурмовые группы правительственных войск, но и артиллерия, которая оказывают огневую поддержку с высот. По последней информации, бойцам спецназа удалось подойти вплотную к западным воротам города.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+