The Art Newspaper Russia
Поиск

Лонг-лист. IV Премия The Art Newspaper Russia

Ежегодная премия нашей газеты задумана, чтобы отметить самые яркие события в разных областях художественной жизни. Приз лауреатам специально сделан скульптором Сергеем Шеховцовым и символизирует интернациональность нашего издания. «Мы включаем в список номинантов яркие истории, связанные с русским искусством, которые происходят не только у нас в стране, но и за рубежом. В спорных случаях привлекаем экспертов, и решение у нас всегда коллегиальное», — говорит издатель международной сети The Art Newspaper Инна Баженова. Номинации премии совпадают с основными рубриками газеты. Победители станут известны 17 марта на церемонии в московском Манеже

Скульптуры, которых мы не видим

Нападение на выставку вандалов, разрушивших несколько работ ее главного героя — Вадима Сидура, вызвало широчайший резонанс, который отвлек внимание от достоинств самой экспозиции. Это было масштабное и продуманное кураторское высказывание, посвященное феномену современной скульптуры в России. Впервые так наглядно была проведена линия от оттепельных экспериментов, через «подпольный» нонконформизм эпохи застоя к современной ситуации. Нельзя не отметить и выдающийся дизайн выставки. МВО «Манеж» показало креативный подход к использованию своих фондов и актуализировало наследие Вадима Сидура — единственного послевоенного российского скульптора, получившего международное признание.


По следам «0,10 — последней футуристической выставки картин»

Куратор Мэтью Дратт, за плечами которого ретроспектива Казимира Малевича в нью-йоркском Музее С. Гуггенхайма, превратил модную идею выставки-реконструкции в важнейший академический труд, воссоздав с помощью коллег принципиальную для истории искусства выставку, где впервые состоялась презентация революционных работ русского авангарда. Это позволило публике и специалистам не только еще раз удивиться смелости его лидеров, но и оценить художественный контекст эпохи в его полноте и разнообразии. Высококлассная работа фонда включала и издание большого каталога (в том числе на русском языке).

Помимо прочего, основная выставка сопровождалась специальным проектом о влиянии идей Малевича на современное мировое искусство «Черное солнце». Выставка в Базеле может служить образцом международного музейного сотрудничества и примером выдающейся академической работы, позволившей зарубежному зрителю расширить свое представление о достижениях русского искусства.


Александр Колдер. Ретроспектива. Из собрания Фонда Колдера и других частных коллекций

Показ в России важнейших фигур мирового искусства — необходимая часть просветительской деятельности наших крупных музеев. При этом устраивать подобные выставки государственным музеям становится все сложнее, поэтому надо отдать должное ГМИИ им. А.С.Пушкина, который в такой ситуации находит возможности для международного сотрудничества.

Приятно отметить, что выставка представила творчество Александра Колдера, одного из главных новаторов ХХ века, достаточно полно и ярко. В Москву привезли его знаковые скульптуры, а экспозиция сопровождалась фильмами о художнике.


III Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Третий выпуск Уральской индустриальной биеннале закрепил ее положение и репутацию самого авангардного и перспективного фестиваля современного искусства не только в российских регионах, но и вообще в стране. По международному резонансу, привлечению ярких зарубежных кураторов и масштабу Уральская биеннале в этот раз превзошла даже Московскую биеннале, проходившую в то же время. Один из главных секретов успеха Екатеринбурга — в том, что удачно найденный бренд «индустриальной» не остался лишь манифестом. Биеннале сотрудничает с местными промышленными предприятиями и предлагает публике и художникам переосмыслить историческое наследие региона, а также привлекает внимание к судьбе памятников конструктивизма. Основная выставка биеннале прошла в этот раз в таком памятнике — закрытой и требующей реконструкции гостинице, а художники, благодаря остроумной кураторской идее, исполнили роль «постояльцев», каждый из которых предложил свою интерпретацию реального и культурного пространства города.


Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения

Выставка снискала феноменальный успех и поставила рекорд посещаемости для экспозиции русского художника (485 тыс. человек). Сам факт такого успеха, вошедший в анналы как «очередь на Серова» — люди стояли во многочасовых очередях в мороз, — сделал выставку предметом широких дискуссий. Очевидно, что главная роль в успехе принадлежит самому музею, нашедшему эффективную рекламную стратегию выставки: Валентина Серова позиционировали прежде всего как «любимого художника», «главного русского художника», и это сработало. Выставка привлекла как широкую публику, так и профессионалов, ее посетил и президент Владимир Путин. Она оказалась универсальной с точки зрения аудитории и в этом отношении по-своему уникальной.

Музей современного искусства «Гараж»

Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32

Открытие музея стало событием международного уровня. У музея появилась возможность показывать масштабные выставки, такие как первая в России ретроспектива Луиз Буржуа, и развернуть исследовательские и образовательные проекты. В числе новшеств — заказы произведений ведущим мастерам для пространства «Атриум», первой стала работа Эрика Булатова. Музей открыл общедоступную библио­теку по современному искусству. А его издательская программа в 2015 году получила премию нашей газеты. Лекции и семинары для профессионалов сочетаются в «Гараже» с программами для детей и посетителей с особенностями развития. «Гараж» делает особый акцент на своем архиве современного русского искусства и позиционирует его как первый в России специализированный научный центр в этой области. Болельщики музея ждут, когда он представит и свою коллекцию произведений искусства.


Музей АЗ (Музей Анатолия Зверева)

Москва, 2-я Тверская-Ямская ул., д. 20–22

Создатели музея изобретательно и новаторски подошли к жанру «музей одного художника», продумав динамичный и эффектный дизайн здания, выставок, книг, фильмов, сайта, и в этом могут служить примером многим институциям такого формата. Музей АЗ не рассматривает себя как застывший мемориал, рассчитанный только на верных поклонников богемного гения, но постоянно расширяет аудиторию, остроумно подавая свою коллекцию и сотрудничая с разными организациями (например, с Московским зоопарком) и современными художниками. Уютное и камерное место позволяет не просто познакомиться с разными гранями таланта Анатолия Зверева, но и окунуться в поэтическую атмосферу московской богемы 1960‑х годов, ее легенд и героев.


Ельцин центр

Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, д. 3

Первый в постсоветское время опыт создания музейной экспозиции, посвященной исключительно новейшей российской истории, и даже больше — политической истории. Это не столько мемориал конкретного лидера, сколько попытка наглядно представить борьбу политических идей, значение тех или иных законов, драматичную смену государственного устройства. Помимо того, что в обществе существуют противоречивые оценки эпохи Бориса Ельцина, сложность задачи усугублялась тем, что в экспозиции нужно было совместить подлинные вещи и мультимедийные технологии, позволяющие задействовать огромное количество информации. Серия эмоциональных картин-инсталляций дополнена массой документов и аттракционов (например, процесс приватизации можно изучить с помощью игры вроде «Монополии»). Такой тип музея рассчитан на самого разного зрителя — от школьников до политологов. Это первый за пределами Москвы и Петербурга музей столь высокого уровня современных технологий.


Музей Москвы

Москва, Зубовский б-р, д. 2

Музей Москвы, ранее Музей истории и реконструкции Москвы, активно ищет свое новое лицо, почерк, стиль. После ребрендинга акцент в деятельности музея сместился с истории на живую и современную Москву и ее жителей. Музей стремится к новому формату «музея города», кардинально отличающемуся от привычного краеведения. Осенью в Музее Москвы состоялся международный слет представителей таких музеев со всего мира. Это междисциплинарная институция, гостеприимно открытая и современному искусству, и представителям разнообразных креативных индустрий, чем заслужила репутацию одного из самых динамичных музейных центров столицы.


Московский музей современного искусства

Москва, ул. Петровка, д. 25, и еще три площадки

Музей последовательно и методично представляет современное российское искусство и делает это наиболее подробно и объективно, не отдавая явного предпочтения одному течению или периоду. Особенно ценно, что наряду с признанными мастерами он организует персоналки восходящих звезд или художников, находящихся в зените славы и актуальности. И здесь музей вне конкуренции. В 2015 году особенно запомнились ретроспективы, поставившие на новый, академический уровень двух художников, чье творчество связано с перформансом: Владислава Мамышева-Монро и Андрея Бартенева. Музейный показ таких эфемерных жанров, как перформанс и стрит-арт (ранее там прошла ретроспектива звезды стрит-арта Паши 183), особенно важен для развития российской художественной сцены.

Стелла Кесаева

Комиссар павильона России на Венецианской биеннале современного искусства в 2011, 2013 и 2015 годах

Стелла Кесаева подняла представительство России на биеннале на новый профессиональный уровень, предоставив художникам возможность реализовать свои самые смелые замыслы в самом лучшем качестве. Каждая из выставок была сложной и эффектной инсталляцией. Впервые в павильоне прошла персональная выставка художника-женщины. Впервые были привлечены не только художники-звезды, но и иностранные кураторы-звезды.


Алексей Ананьев

Основатель Музейно-выставочного комплекса «Институт русского реалистического искусства» в Москве

Выставки, которые устраивает ИРРИ, дают повод включить в публичный оборот новый материал — из частных коллекций, расширить представление о том или ином мастере, как в случае с Гелием Коржевым, новый всплеск интереса к творчеству которого спровоцирован деятельностью ИРРИ. И знакомят зарубежную публику с русскими живописцами ХХ века, восполняя недостаток международных проектов на государственном уровне.


Андрей Филатов

Основатель фонда Art Russe

Популяризация русского искусства и, шире, достижений советского времени за рубежом — конек Андрея Филатова. Особо стоит отметить поддержку важнейшей выставки «Космонавты: рождение космической эры». Помимо легендарных космических артефактов, она представила и новые сюжеты и темы в искусстве, вдохновленные освоением космоса. В этом году выставку планируют показать на ВДНХ в Москве.


Петр Авен

Коллекционер, основатель Благотворительного фонда «Поколение»

Впервые за время, прошедшее с эпохальной выставки «Россия!» (2005–2006) в Музее С.Гуггенхайма в Нью-Йорке, в Америке была показана столь масштабная выставка русского искусства. Эта частная инициатива особенна важна в условиях почти замороженного культурного обмена между США и Россией.


Екатерина и Владимир Семенихины

Основатели Фонда культуры «Екатерина» в Москве

Екатерина и Владимир Семенихины продолжают свою культуртрегерскую деятельность «на два фронта». В Москве их зал сохраняет статус места для выставок современного российского искусства почти музейного формата. В Монако чета Семенихиных инициирует крупные культурные события, представляя российское искусство из музейных собраний.

Цирк Чинизелли на Фонтанке

К открытию цирку вернули историческое имя — в честь его основателя Гаэтано Чинизелли. Само открытие, на которое приехал знаменитый клоун Олег Попов, вызвало огромный общественный подъем. Архитектурная ценность здания во много раз усилена его значением легендарного центра культурной жизни города, ауру которого реставраторам удалось ему вернуть.


Кипрские древности из «Берлинской коллекции»

Реставрация кипрских древностей — это многолетняя запредельно кропотливая и рукодельная работа, не сулящая широкого публичного резонанса, но, несомненно, достойная того, чтобы ее отметить. В музейный обиход возвращены замечательные самодостаточные артефакты, расширяющие античные коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Недостающие фрагменты некоторых сосудов или фигурок находятся в настоящее время в античном собрании Берлина. Но воссоединять части предметов искусства, которые принадлежат разным государствам, — компетенция уже не реставраторов, а политиков.


Клуб имени И. В. Русакова

Привести в надлежащий вид постройки Константина Мельникова — наш долг перед историей не только русской, но и мировой архитектуры. Принципиально было восстановить здание так, как оно было задумано, убрав позднейшие искажения. Теперь можно оценить уникальность этой постройки и без стыда занести ее в список главных московских достопримечательностей.


Голландское и фламандское искусство XVII–XIX веков

Нестандартный и весьма действенный, без «для галочки» взаимовыгодный интернациональный проект продолжительностью до 2017 года, в рамках которого вещи из российских (в том числе провинциальных) музеев попадают в голландскую базу данных и начинают участвовать в международных выставках. Кроме того, голландские специалисты обучают русских коллег и помогают оснащению их мастерских. Совместными усилиями ученых двух стран исследуются и атрибутируются картины голландской и фламандской школ XVII–XIX веков. А на базе международного семинара реставраторов и искусствоведов в Омске начинает воплощаться в жизнь идея межрегиональных реставрационных мастерских.


Икона «Богоматерь Боголюбская». Третья четверть XII века

Открытие лика Богородицы позволяет оценить подлинную систему живописи того времени. Это имеет важнейшее значение как для исследователей древнерусского искусства, так и для верующих, для которых эта икона является чудотворным образом.

Б. У. Кашкин (1938–2005): Жизнь и творчество уральского панк-скомороха

Монументальный, любовно оформленный том впервые проявил важнейшую фигуру уральского андерграунда, без такой мемориальной заботы явно обреченную на забвение. Замечательная инициатива, которая и памятник верности ученика своему учителю, и актуальный художественный проект, инсталляция «Синих носов» в свернутом виде, некогда представленная на Третьей Московской биеннале.


Искусство с 1900 года: Модернизм, антимодернизм, постмодернизм

Впервые изданная на русском история мирового искусства ХХ века в изложении его крупнейших теоретиков, таких как Клемент Гринберг или Розалинда Краусс, представляет в основном американскую школу искусствознания, наиболее влиятельную и авторитетную в отношении модернизма и постмодернизма. Объемный кураторский труд, «Искусство с 1900 года» можно использовать и как доступно написанный справочник, и как учебник.


Палладио в России: От барокко до модернизма

Оригинальная концепция не только самой выставки, но и изысканно придуманной книги последовательно воплощается и в макете, и в изящных, отнюдь не наукообразных эссе. Среди достоинств этой книги альбомного формата — нестандартный подбор иллюстраций, нерядовое полиграфическое исполнение в двух равнозначных томах, один из которых издан на русском, другой на итальянском языке.


Неофициальное искусство в СССР. 1950–1980-е годы

Широкая география исследований (от Кировограда до Челябинска и от Санкт-Петербурга до Одессы), наличие малоизвестных региональных течений и отдельных художников делают этот коллективный труд важным явлением, так как амбициозная задача выработать единую концептуальную, методологическую и терминологическую базу для описания неофициального искусства в СССР все еще не решена.


Серия «Очерки визуальности»

Единственная в своем роде и дольше всех существующая в российском книгоиздании серия книг об искусстве и визуальной культуре. Из выпущенных в ней книг можно составить разнообразную библиотеку по искусству, сочетающую известный академизм со стилистическими вольностями. В прошлом году в серии вышло максимальное количество книг, каждая из которых, благодаря тщательному отбору, представляет особый интерес, будь то актуальность темы и героев или интеллектуальное изя­щество подхода. Даже скромные черно-белые репродукции (позволяющие сделать издания дешевле) концептуально обыграны.

Материалы по теме
Просмотры: 9476
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»
Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям
12 июля 2018
3
Монарший жемчуг из Музеев Катара в Историческом музее
Экспозицию выставки «Жемчуг: сокровища морей и рек» с изделиями ювелирного и прикладного искусства дополняют разделы о происхождении жемчуга и истории его мирового промысла.
10 июля 2018
4
Могут ли музеи показывать работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии?
Движение против харассмента набирает обороты, и американские музеи все чаще терзаются вопросами морально-этического характера
11 июля 2018
5
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
6
Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием
12 июля 2018
7
Где Рубенс, там и барокко
Антверпен начал отмечать год великого фламандца и его эпохи. С июня и до конца января здесь проходят десятки мероприятий, посвященных художнику и его влиянию на искусство трех последующих столетий
10 июля 2018
8
Выставки июля и августа в галереях Москвы
Российские дизайнеры в МАРСе, Роман Сакин в XL, Женя Мачнева во Vladey, Вик Мюнис в Галерее Гари Татинцяна и многие другие.
10 июля 2018
9
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
10
Реставрация Лионского зала вышла на новый этап
В Лионском зале Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село» отделка будет воссоздана по сохранившимся во Франции образцам. Работы намечены на сентябрь 2018 — май 2019 года.
10 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru