18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский владелец венской ярмарки Viennafair продолжает взятый курс на европейскость — и светскость, конечно

Первая новость о Viennafair пришла за пару месяцев до открытия ярмарки (она прошла 9-13 октября). Стало известно, что доля российского бизнесмена Сергея Скатерщикова переходит к его партнеру, теперь уже бывшему, Дмитрию Аксенову, который попрежнему будет заниматься ярмаркой. И даже обсуждать эту историю на московской пресс-конференции венской ярмарки Аксенов отказался. Буркнул что-то вроде того, что осуществлять инициативы Скатерщикова ярмарка не будет, и все. Разошлись во взглядах. Инновативный Скатерщиков убежал вперед паровоза: одна из его инициатив — фонд, гарантированно покупающий что-то на ярмарке, чтобы обеспечить ее рентабельность, — теперь тоже перешел к Аксенову. Фонд что-то успел накупить на первой и последней их, Скатерщикова и Аксенова, совместной ярмарке год назад; называлась сумма около €600 тыс. и количество приобретений порядка 80 единиц. Что с этим делать, Аксенов пока не знает. Крупнейший подмосковный девелопер, председатель совета директоров RDI Group, Дмитрий Аксенов был вовлечен в историю с Viennafair именно Сергеем Скатерщиковым. И в новостях начала 2012 года о том, что венская ярмарка перекуплена русскими, первое время фигурировал только Скатерщиков — владелец информационного ресурса Skate’s Art Market Research и издатель Skate’s Art Investment Review, где он мониторит арт-рынок так же, как и всякие другие рынки. И предложение купить, пока не поздно, венскую ярмарку оценил именно Скатерщиков. В Москве так и поняли: у Скатерщикова — идеи, у Аксенова — кошелек. И как теперь? Viennafair больше не нуждается в идеях?

При этом других заметных кадровых перестановок не произошло, над ярмаркой работала та же команда, что и в прошлом году. На обложке первого же всученного в аэропорту журнальчика с расписанием венских событий красовались арт-директора Viennafair, Вита Заман и Кристина Штейнбрехер-Пфандт; снято было так, будто это рок-дивы с обложки Rolling Stone. Год назад рекламная кампания Viennafair, когда ярмарка готовилась вновь заявить о себе, также основывалась на фотогеничности своих арт-директоров — и афишами с Кристиной и Витой был завешан весь город.

Предыстория

Наследующая ярмарке Кunst Wien, что просуществовала до 2004 года, занимаясь исключительно местными галереями, Viennafair с самого начала декларировала расширение своей географии на восток. Другое дело, что должный масштаб и возможности для того, чтобы реализовать эти намерения, ярмарка приобрела лишь с появлением русских инвесторов. Те вроде могли купить ярмарку и целиком, но почли более благовидным распределить капитал так: 70% акций владеет компания Next Edition Partners, принадлежащая Аксенову и, до недавнего времени, Скатерщикову; остальное — собственность товарищества VF Beteiligungs KG, куда входят, например, Эдельберт Кёб, некогда директор венского Музея современного искусства (MUMOK), или венский коллекционер и меценат Мартин Леникус. Смысл распределения был такой, чтобы венскую ярмарку оставить именно венской и не выглядеть какими-то парвеню из России, которые на свои бешеные русские деньги начнут в центре Европы творить непонятно что. Вопрос уместности в Вене ярмарки, что специализировалась бы на искусстве Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, снимается при взгляде на европейскую карту: бывшей столице континентальной империи сам бог велел. Вена до сих пор средоточие Европы, хоть эта подспудная мысль состоит как будто бы в противоречии с нынешними амбициями Вены. Которые давно не те, что при Габсбургах. Нейтралитет — основа австрийской политики; можно спорить, насколько соблюдается этот нейтралитет, — чтобы оказаться опять перед мыслью, что на родине психоанализа все не так, как кажется поначалу. Когда Viennafair перезапускалась в прошлом году, на вернисаже побывал сам федеральный президент Хайнц Фишер. И в этом году тоже побывал, но уже не в первый день. Потому что и ярмарка уже не первая. Хотя это по-прежнему правильное, нужное дело: ярмарка современного искусства в Вене, президенту нельзя не отметить. Аксенов подарил понравившийся президенту видеообъект Мани Алексеевой со стенда петербургской галереи Марины Гисич (€12 тыс.). То есть дело это не только нужное, но и приятное.

Вернисаж

Аксенов с самого начала положил два года на то, чтобы результаты ярмарки вывести из минуса в плюс, во всеуслышание заявляя, что бесконечно кормить ярмарку он не намерен, бизнес есть бизнес. Но нельзя сказать при этом, будто свою затею с Viennafair он воспринимает прежде всего как коммерцию. Ярмарка Аксенову нужна все-таки не для прибыли. Не забывая о меркантильной стороне ярмарочного дела, Viennafair пытается всячески заявить о себе как о событии многозначном и общественном. Для чего в программу ярмарки включаются как коллекционерские посиделки, так и публичные вечерние лекции для всех возрастов и вкусов. Костяк ярмарки, как и прежде, составляют австрийские галереи, а также галереи из соседней Германии. Вместе это около половины всей ярмарки. Однако благодаря спецпроектам, разработанным арт-директорами, ярмарка позволяет также фокусировать внимание на разных регионах востока и юго-востока европейской ойкумены; в этом году это были Грузия, Польша и Румыния (экспозиции Vienna Duet и Diyalog: New Energy), в прошлом — Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Турция и Украина. Самый крупный экспонат ярмарки, 6-метровая скульптура Донатаса Янкаускаса, изображающая главного персонажа сериала Клан Сопрано в домашнем халате и семейных трусах (очевидно, как раз намеревающегося выйти на лужайку перед домом за свежей газетой), оказалась частью спецпроекта Vienna Tribute, осуществленного Центром современного искусства Вильнюса. Спецпроект Vienna Click, посвященный интернет-торговле и бытованию искусства в Сети, презентовал недавно запущенный российский портал Artlet.com, предлагающий к продаже произведения 200 авторов, от Марка Куинна до Олега Кулика. Девелоперские интересы Дмитрия Аксенова, очевидно, спровоцировали появление в программе ярмарки форума «Полис-21: городские интервенции», посвященного проблемам современной урбанистики, связанным с разного рода культурными факторами (музейным строительством, например), что в общем контексте венской ярмарки выглядело как намек на собственные задач Viennafair, намеренной и в дальнейшем играть роль именно такого культурного фактора в масштабах хотя бы Вены. А то и бери выше. Алессандро Кашаро из итальянской Goethe Galerie отметил, что стал больше общаться с посетителями на английском, — что можно считать свидетельством того, что по крайней мере задача расширения аудитории решается ярмаркой положительно, раз публика становится все более интернациональной. Венцам, кажется, тоже понравилось. В день вернисажа, 9 октября, был установлен первый рекорд: на открытии ярмарки побывало 5,7 тыс. человек, что вдвое превысило показатель прошлого года. Цены и результаты По первым впечатлениям могло показаться, что рыночно привлекательное искусство венской осени 2013 года — это искусство либо измятое и потому пластически выразительное, подобное рельефам Эстер Штокер (€4–13 тыс.) на стенде галереи Krobath (Вена — Берлин), либо, напротив, лоснящееся, гладкое и блестящее вроде абстракций Петера Циммермана из эпоксидной смолы на стенде мюнхенской галереи MaxWeberSix Friedrich или лакированных алюминиевых цветов Томаса Штимма (€10–16 тыс.) у мюнхенской же галереи Andreas Binder.

Одно, впрочем, не исключает другого: немало было на ярмарке и такого искусства, что отвечало обоим критериям сразу. Как разновидность блестящего — многочисленные инсталляции с надписями из неоновых трубок а-ля Брюс Науман (Влатка Хорват у берлинской галереи Zak-Branicka, Алина Гуткина у московской галереи 21, Хуберт Черепок в спецпроекте Vienna Duet).

Что же касается цен, то специалитет ярмарки, как и прежде, составили произведения в среднем и нижнем ценовом диапазоне. С этим как будто стало даже строже, чем в прошлом году, во всяком случае ничего подобного прошлогоднему Илье Кабакову в галерее Thaddaeus Ropac (€650 тыс.) и близко не наблюдалось. Живопись Яна Фабра и скульптура Тони Крэгга, предлагаемые галереей Mario Mauroner из Зальцбурга (и та и другая по €150 тыс.), — вот ценовой максимум этого года. Самым дорогим экспонатом русских стендов было небольшое, 50 х 50 см, полотно Эрика Булатова у галереи pop/off/art. Большинство же ценников не забиралось выше €15–20 тыс. Михаэль Шульц (Galerie Schultz, Берлин — Сеул — Пекин), который успешно торговал Энди Денцлером (€10–17 тыс.), весьма напоминающим фотореалистического Герхарда Рихтера, объявил также о предварительной договоренности о продаже и самого Рихтера — ценой свыше €380 тыс., что в случае подтверждения сделки может быть названо ярмарочным рекордом. Московский музей современного искусства торговал… воздухом. Стеклянные банки с этикетками на трех языках «Воздух из мастерской Ю. А. Альберта. Набран и запечатан в сентябре 2013 года» оценивались в €400 (тираж — 50 экземпляров): таким образом иронический концептуалист Юрий Альберт демонстрировал свое отношение к рыночным ценностям и механизмам. В общем же для российских галерей ярмарка оказалась успешной. «Риджина», которую в этом году организаторам таки удалось залучить в Вену, например, бойко торговала дурашливой живописью группы «ЕлиКука», погонно, будто обои, отрезая ее с рулонов (от €100 за 1 м) в зависимости от того, на сколько у покупателя хватит средств, — и в первый же вечер продали половину из 50 м. Тогда же фотогалерея «Глаз», существующая при Мультимедиа Арт Музее, продала три фотографии Вадима Гущина ($5,1 тыс. за все) в галерею Альбертина, известную своей коллекцией графики и тиражного искусства. Галерей из России в этом году стало еще больше; после Австрии и Германии Россия теперь на третьем месте по числу участников, и, судя по довольным реляциям галеристов, число это не уменьшится, а Вена прочно стоит в их календаре на октябрь 2014 года.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+