The Art Newspaper Russia
Поиск

Алхимик и каббалист Ансельм Кифер предлагает читать, а не смотреть свои картины

Первая во Франции за последние тридцать лет ретроспектива немецкого мастера в Центре Помпиду

Осирис и Изис. 1985–1987/© Anselm Kiefer / Photo : Ben Blackwell

Осирис и Изис. 1985–1987/© Anselm Kiefer / Photo : Ben Blackwell

При входе в Бобур вы сразу оказываетесь перед высоченным домом-башней из бетона и свинца. Внутри — тысячи фотографий, сделанных Ансельмом Кифером. На них — время и память, о которых говорит каждая из 160 работ, представленных на его ретроспективе, первой во Франции за последние 30 лет.

Сегодня Кифера называют главным монументалистом послевоенного искусства, измеряя его картины в метрах, скульптуры — в десятках, а то и сотнях килограммов, а их стоимость — в миллионах евро. А начиналось все со вполне камерных экспериментов — провокативно-политических в духе Йозефа Бойса.

Отправной точкой стала серия фотографий 1969 года Оккупация. Художник снял себя в форме офицера Третьего рейха с нацистским приветствием в разных городах Европы, за что едва не был обвинен в симпатиях к нацизму. Оправданием стала тема холокоста, тоже красной нитью проходящая через все его работы. Кифер же свой выбор объяснял просто: «Ни дома, ни в школе — нигде не говорили о нацизме, я решил нарушить это молчание». В его творчестве вообще многое родом из детства. Он родился в 1945 году, за месяц до окончания войны. Игрушек не было, зато были руины. «Для кого-то руины — это конец, но если есть руины, то всегда можно начать сначала». Тогда он играл в этот промышленный мусор — сегодня делает из него картины, скульптуры и свои мощные книги. Холст, песок, обрывки газет, волосы, масло, трава — выжженные огнем и вымоченные под дождем, они и правда похожи на сор, из которого, известно, рождаются стихи. Филолог по образованию, свои картины Кифер призывает именно читать. Читать в них Хайдеггера, Гете, Селина, Жене и Целана, к стихам которого он не перестает обращаться. Фуга смерти об истреблении нацистами евреев стала темой целого цикла, который завершают две работы — Маргарита (1981) и Суламифь (1983). Золотые косы арийки Маргариты стали горящей соломой, от которой валит дым, как из труб в лагерях смерти. Волосы же Суламифи превратились в пепел.

В последние годы Кифер увлекся каббалой. Говорит, что иудаизм знает теперь лучше иного еврея, и для своей ретроспективы создал несколько десятков тематических «витрин» — еще один привет Бойсу.

Параллельно с Бобуром свою выставку подготовила и Национальная библиотека Франции — «Алхимию книги», где собраны книги Кифера, созданные с 1968 года по сей день. На самом деле это масштабные скульптуры. Художник признается, что 60% своего времени посвящает именно книгам: «В них заключено само время. Время, которое требуется, чтобы написать книгу и прочитать ее, страница за страницей. Картина же его представляет. Входя в зал, мы видим готовую работу, на которой уже все есть. Возле нее можно задержаться подольше, чтобы лучше понять, но мы не обязаны следовать течению времени. В этом и заключается разница между книгой и картиной. Мои же книги находятся где-то посередине».

16.12 — 18.04
Центр Помпиду
Просмотры: 7587
Популярные материалы
1
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
2
Что покажет Пушкинский в 2019 году
Будущий год в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина пройдет под знаком Британии: здесь покажут Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда, а для выставки Томаса Гейнсборо соберут его работы из главных музеев страны.
04 декабря 2018
3
Что покажет Эрмитаж в 2019 году
В музее запланированы выставки Якоба Йорданса, Роберто Матты и Паоло Уччелло, совместные проекты с Национальным археологическим музеем Неаполя, Лувром, Британским музеем и ГМИИ имени А.С.Пушкина.
04 декабря 2018
4
Григорий Лепс: «Я не связываю иконопись и творчество»
В Государственном историческом музее проходит выставка икон из собрания Григория Лепса «Предивное художество». В интервью нашей газете музыкант рассказал о прошлом и будущем своей коллекции.
05 декабря 2018
5
Кристина Карри: «Брейгель не был ханжой, он хотел развлечь и даже шокировать зрителя»
Следующий год во Фландрии посвящен Питеру Брейгелю и мастерам его круга. Во время визита в Москву эксперт по творчеству династии Брейгелей Кристина Карри рассказала о новых исследованиях и открытиях в этой области.
04 декабря 2018
6
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
7
Всегда обманываться рад
Эрмитаж в одной выставке показывает свою богатейшую коллекцию обманок в искусстве. Около 700 произведений — живопись, графика и скульптура, разные предметы из серебра, стекла, фарфора, дерева, камней — прикидываются тем, чем на самом деле не являются.
05 декабря 2018
8
Директор Галереи Боргезе Анна Колива восстановлена в должности после обвинений в прогулах
Министерство культуры Италии в апреле отстранило Коливу от должности из-за жалобы музейного охранника, который утверждал, что она постоянно посещала спортзал в рабочее время. Решение довести дело до суда вызвало возмущение общественности.
06 декабря 2018
9
«Черный квадрат» получил цифровое факсимиле
В Третьяковской галерее картину Казимира Малевича исследовали по новейшей технологии: сканировали поверхность в формате 3D и сделали полную рентгенограмму.
04 декабря 2018
10
В РОСИЗО — ГЦСИ после скандала с премиями назначен новый директор
Им стала заместитель директора департамента музеев Минкультуры РФ Софья Грачева.
05 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru