18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Услышат ли голос Разумова?

Знаменитый усадебный комплекс в Знаменском-Райке находится под угрозой полного исчезновения.

На крышке концертного рояля в главном доме лежит снег. Росписи стен в «помпейском» стиле медленно осыпаются. С осени здесь не работают отопление и электричество, снята охрана. Ночью 23 февраля злоумышленники забрались в складские помещения усадьбы, сработала сигнализация, «на место преступления выезжал наряд полиции…»

Об этой новой беде и многих других проблемах памятника архитектуры федерального значения — усадьбы Знаменское-Раек в Торжокском районе Тверской области, построенной в XVIII веке генерал-аншефом екатерининских времен Федором Глебовым по проекту выдающегося архитектора Николая Львова, TANR рассказал Вадим Разумов, известный архитектурный фотограф и автор блога «Летопись Русской Усадьбы»: «Последние годы мы радовались возвращению к жизни усадьбы Знаменское-Раек, ведь на этом фоне другие «львовские» усадьбы Никольское-Черенчицы, Арпачёво и Митино тоже ожидали своего восстановления. Но нынешняя ситуация с Райком нас опять отодвигает в прошлое. Посетить еще раз усадьбу меня попросила Нина Беляева, председатель Общества имени архитектора Н.А.Львова, хранитель усадьбы с начала 90-х годов. Еще тогда Обществом были поставлены вопросы перед Управлением по охране историко-культурного наследия Тверской области и ВООПИКом о состоянии Знаменского-Райка. Но то, что я увидел сейчас…»

Нынешнее состояние усадьбы видно на фотографиях Разумова. Больше всего Вадима теперь беспокоит, что этот общепризнанный шедевр архитектуры и усадебного быта лишился последнего арендатора. А значит, и последних надежд на существование.

Тревогу энтузиасты забили, когда 10 февраля на президиуме тверского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) представительница ООО «Яхрома» заявила о вынужденной необходимости отказаться от аренды знаменитой усадьбы.

Не по злой, разумеется, воле, просто нет денег. В стране больше чем кризис, а содержание огромного и хлопотного хозяйства, приносящего сплошные убытки, лежит на ООО тяжким бременем.

Так, впрочем, было не всегда. Пару лет назад ООО «Яхрома» сменило других арендаторов — ЗАО «Конкор» (кажется, у них один хозяин — Владимир Кононов), которое еще в 2002 году начало медленное восстановление комплекса, приостановившее его распад. Тогда в Знаменском, в его постройках и парке, навели относительный порядок, здесь начали работать археологи, а в усадебную оранжерею даже завезли розовые кусты.

Вот как Павел Иванов, краевед и координатор «Тверских сводов», выполняющих мониторинг архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья, вспоминает на сайте «ТС» оптимистичные конкоровские годы: «Именно под лозунгом успешной отдачи в аренду Знаменского-Райка администрация губернатора Дмитрия Зеленина трубила на всю Россию о подъеме туризма в Тверской области и подъеме Тверской области в сытые «нулевые» вообще. Раек был не просто одной из усадеб. Это было знамя, которым размахивали эффектно и часто».

В 2007 году в Знаменском открыли гостиницу, после чего усадьба стала местом элегических паломничеств и многочисленных экскурсий. Сюда зачастили столичные любители старины, появились волонтеры.

Всплеск внимания к выдающемуся архитектурному комплексу совпал с выставкой, посвященной русскому палладианству в Архитектурном музее и Дворце-музее Царицыно.

Одними из главных в экспозиции, посвященной отечественным последователям Палладио, стали именно усадебные проекты Николая Львова, максимально точно выразившие в архитектуре «русскую идею». Хотя справедливости ради следует заметить, что над проектированием и строительством Райка также работали итальянцы Карл Буци и Франц Руска, англичанин Вальтер Ирвен и будущий тверской губернский архитектор Андрей Трофимов.

В какой-то момент даже показалось, что небывалый интерес к «русской идее» и к наследию Николая Львова, словно бы вышедшего из забвения, разрешит неотложные проблемы сохранения и реставрации усадебного комплекса, однако осенью 2015 года «градообразующая» гостиница в Знаменском-Райке закрылась, а весь персонал, кроме охраны, был уволен. Никакие систематические работы на территории комплекса не ведутся уже два года.

Теперь усадьба, предоставленная самой себе, осталась перед нынешней зимой без элементарных удобств, необходимых для сохранения не только теплового контура и общей консервации помещений, но и для выживания остатков фресок крепостных живописцев, расчищенных в ходе первичной реставрации.

Ведь ни одна усадьба Тверской области не сохранила в таком объеме аутентичные росписи XVIII века, включающие в себя как живопись в главном доме, так и масонские по своей программе росписи в часовне в Васильевой Горе. Но до сих пор не осуществлен проект газификации этого участка Тверской области, сделанный еще в 2009 году, из-за чего во всех помещениях усадьбы Знаменское-Раек (за исключением одного из флигелей) царит холод.

Также некоторое время назад приостановлена уборка парка, проводившаяся с участием ООО «Парковая реставрация», хотя и здесь многочисленные нерешенные хозяйственные вопросы подчас брали верх над здравым смыслом (так, в парке исчез подлесок и ряд старинных деревьев, зато, по словам Нины Беляевой, появился стихийный самострой).

У областного правительства денег на содержание усадебного шедевра федерального значения нет, Минкульт РФ молчит. «Росимущество», в ведении которого находится Знаменское-Раек, отказывается отменять арендную плату. Об этом 10 февраля все на том же судьбоносном заседании ВООПИиК заявил замруководителя территориального отделения «Росимущества» Александр Кабликов.

В начале 2000-х начали готовить документы на приватизацию усадьбы, но процесс затянулся, так как до сих пор не определены ни границы этого памятника, ни обременение его новых владельцев, ни даже предмет охраны. Возникает ощущение, что из сложившейся ситуации нет никакого выхода, обращения интеллигенции к президенту вряд ли помогут и Знаменское-Раек обречено медленно догнивать.

Марина Хрусталева, соучредитель Центра капитализации наследия и координатор «Архнадзора», объяснила TANR, что «Знаменское-Раек — одна из самых величественных и «дворцовых» усадеб России. А ее многолетний арендатор Владимир Кононов, сенатор и форбсовский бизнесмен, был одним из самых многообещающих «возрождателей» усадеб в стране. На его стороне было многое: искренняя заинтересованность бывшего губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, делавшего ставку на государственно-частное партнерство в деле сохранения культурного наследия; благоприятные условия 49-летней аренды; завидный административный и финансовый ресурс; опыт реставрации старинного дома в Калязине; поддержка жены и ближайших членов команды. Да и сама усадьба работала на успех: не поверить в блестящее будущее такого шедевра было бы трудно. Именно сюда привозили почетных гостей чиновники, именно здесь проходили волонтерские лагеря под эгидой Евросоюза, здесь устраивали музыкальные вечера при свечах и богатые свадьбы.

Кононова, как и любого арендатора любого памятника архитектуры, можно критиковать за медлительность, за неправильную очередность шагов, за маниловщину и вкусовщину. Но пускай критикует тот, кто сам планомерно тратил в течение десяти лет многие сотни тысяч рублей на охрану, садовников, реставраторов, архивистов. Кононов шел по пути научной реставрации, которая не может быть быстрой, даже если нет недостатка в деньгах. Дом Муравьева-Апостола, реставрировавшийся больше двенадцати лет, тому подтверждение. Знаменское-Раек могло бы стать русским отелем-резиденцией уровня Relais & Châteaux, но пока не станет.

Новости, ныне обнародованные Вадимом Разумовым (компания Кононова расторгает договор аренды в связи с экономическим кризисом), — большой удар для Райка. Это может свести на нет многолетнюю работу консерваторов; месяц без охраны отбросит памятник на годы назад. Перспективы Знаменского-Райка не очень ясны: будучи объектом культурного наследия федерального значения, он был подведомственен Минкульту.

Министерство культуры РФ в 2014 году разработало программу льготной приватизации усадеб «Зеленый коридор», до сих пор не давшую существенного результата. Ближайшая по уровню усадьба в «коллекции» Распорядительной дирекции Минкульта — Никольское-Урюпино — предлагалась к приватизации за 956 млн руб. В годы кризиса таких сумм для долгосрочных вложений в историческую недвижимость у инвесторов нет и не будет. Так что провал в Знаменском-Райке — очень серьезный сигнал для всей сферы сохранения архитектурного наследия в России…»

Вадим Разумов, продолжающий привлекать внимание общественности к истории Знаменского-Райка, объяснил TANR, что же не, откладывая, следует сделать для спасения творений великого русского архитектора: «В настоящее время мы говорим только о Знаменском-Райке, но не надо забывать и о других усадьбах в Торжокском районе. Необходимо провести в Твери круглый стол всех субъектов процесса и обсудить эту проблему. И начинать спасать этот первый усадебный объект, претендующий на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, нужно всем миром. Наследие знаменитого архитектора Н.А.Львова должно стать еще одной визитной карточкой нашей страны в мировом масштабе…»

Услышат ли голос Разумова?

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+