18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Не ВИП-зоной единой

№40
Материал из газеты

Услуга арт-консалтинга — еще один способ сделать себе рекламу и привлечь внимание потенциальных клиентов. Времена, когда компании давали деньги в обмен на упоминание в приглашениях, прошли

В условиях высокой конкуренции частные банки начинают творчески использовать свой спонсорский статус на ярмарках искусства. В ноябре 2015 года на Artissima, главной художественной ярмарке Италии, ее спонсор банк UniCredit опробовал новый способ привлечения клиентов, предлагая всем желающим бесплатно воспользоваться услугами арт-консультанта.
«Мы расширяем бизнес и теперь помогаем новичкам ориентироваться в мире современного искусства, — говорит Доменико Филиппони, глава отдела арт-консалтинга UniCredit. — Разумеется, эта деятельность улучшает наш имидж на рынке». Он добавляет, что консультации бесплатны и банк не взимает никаких дополнительных комиссий с совершаемых по их результатам сделок. «Таким образом, наши клиенты могут быть уверены в том, что рекомендации, которые мы даем, независимы», — подчеркивает Филиппони.

Сотрудничество банков с художественными ярмарками — явление не новое. UBS стал партнером Art Basel 22 года назад, а Deutsche Bank и Frieze вместе уже 12 лет. С художественными ярмарками работает и целый ряд других частных банков по всему миру: Royal Bank of Canada (RBC) — партнер Masterpiece London, Credit Suisse — московской Cosmoscow, J.P.Morgan — американской Seattle Art Fair. Банки ABN AMRO и ING оказывают поддержку Европейской ярмарке старого искусства и модернизма (TEFAF) в Маастрихте (генеральный спонсор ярмарки — страховая компания Axa Art).

Выгоды такого партнерства очевидны: в обмен на финансовую поддержку банки могут обрести столь желанный культурный ореол, дополняющий их корпоративные художественные коллекции, и в то же время попасть в поле зрения новых и потенциально перспективных клиентов. Консультационные услуги в сфере искусства предлагают многие банки. К примеру, Deutsche Bank устраивает для своих клиентов экскурсии по Frieze под руководством собственных кураторов либо приглашенных искусствоведов. Во время экскурсии они могут знакомить клиентов с дилерами и рассказывать о представленном на стендах искусстве, но давать рекомендации относительно покупки им запрещено. Услуги такого рода предлагает своим клиентам и UBS.

Спонсоры постепенно начинают склоняться к более неординарным решениям. Так, на Masterpiece в Лондоне в июне прошлого года RBC ежедневно выбирал одну из представленных на ярмарке работ и выставлял ее в ВИП-зале для своих клиентов. «Времена, когда спонсоры давали деньги и взамен просили лишь упомянуть их на приглашениях, давно прошли», — говорит исполнительный директор ярмарки Нази Вазех. Аналогичные перемены в политике спонсоров художественных ярмарок отмечает и директор Art Basel Марк Шпиглер. «Когда-то им было достаточно логотипа и собственного ВИП-зала, но теперь у них появилось желание делать в художественном мире что-то свое», — сказал он на прошедшей в ноябре конференции Talking Galleries.

Можно ли считать появление этих дополнительных услуг вторжением на территорию независимых арт-консультантов? «У арт-консультантов есть свои постоянные клиенты, а предоставляемые ими услуги носят совсем иной характер, — говорит независимый арт-консультант Эриэн Левин Пайпер, ранее работавшая в UBS. — Как правило, они проводят с клиентами больше времени один на один. У банка могут быть тысячи частных клиентов, но при этом у него может не быть сотен консультантов».

Все представители банков спешат заверить, что они никогда не дают советов непосредственно по поводу инвестиций в искусство. На партнерские отношения между художественными ярмарками и спонсирующими их банками в 2008 году бросил тень скандал: тогда во Флориде против главы отдела по работе с состоятельными клиентами банка UBS было выдвинуто обвинение в том, что он содействовал американцам в сокрытии денежных средств на тайных счетах, находя новых клиентов прямо на Art Basel в Майами-Бич. (Позднее Налоговое управление США и правительство Швейцарии заключили сделку; судебный процесс был прекращен, и UBS остался спонсором ярмарки.)

Несмотря на появление нестандартных идей, ключевым элементом для банков по-прежнему остается развлечение. «Часы, проведенные на ярмарке, позволяют завязать более тесные связи, чем 45-минутная деловая встреча», — считает Эриэн Левин Пайпер. «Не стоит недооценивать значения шикарных ВИП-залов: они позволяют клиентам чувствовать себя исключительными», — подчеркивает организатор ярмарки Тим Этчеллс. По словам главы отдела внешних связей и брендинга UBS Губертуса Кюльпса, в собственном зале банка на Art Basel в Майами-Бич в декабре прошлого года демонстрировалось 30 работ из его корпоративной коллекции. Причем расходы на создание ВИП-зоны не вошли в семи­значную сумму, которую UBS потратил в качестве спонсора ярмарки.

Увы, банки, как и любые другие спонсоры, приходят и уходят. Так, не возобновил контракт Citi Private Bank, спонсировавший Art13. Lehman Brothers, в 2008 году ставший первым главным спонсором ArtHK (теперь это Art Basel в Гонконге), спустя всего четыре месяца после этого объявил о банкротстве.

Но, когда партнерство складывается удачно, довольны все стороны. «Дело не только в том, что ярмарка получает деньги. Тот факт, что ее ключевой спонсор — банк, повышает авторитет ярмарки в финансовых кругах, а банку открывает доступ в культурное сообщество», — поясняет Нази Вазех.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+