18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лондонские торги импрессионизма и модернизма отрезвляют рынок

Несмотря на то что результаты аукционов были «солидными», они даже близко не подошли к сияющим высотам прошлогодних продаж

Хотя искры и не летали во время вечерних торгов Christie’s в прошедший четверг, аукционы принесли вполне солидные результаты, особенно если учитывать мрачные прогнозы по поводу активности рынка в 2016 году. Несмотря на то что сравнительно приличная суммарная выручка в £82,5 млн не достигла нижней планки эстимейта (£87,3–129,1 млн), с прибавлением процента аукционного дома она поднялась до £95,9 млн. Доля реализованных лотов составила 75%. «Можно говорить о том, что в этом шампанском не было пузырьков, но для первых торгов в сезоне все прошло вполне нормально. Это была хорошая, старая добрая лондонская отраслевая продажа — она показывает реальное положение дел на рынке», — сказал консультант Томас Сейду, купивший огненно-красное полотно Марка Шагала «Влюбленные и Эйфелева башня» (1928) за £6,2 млн (£7 млн с комиссией).

Одним из самых успешных лотов стал «Автопортрет с растопыренными пальцами» (1909) Эгона Шиле — ранняя работа в стиле его наставника Густава Климта с эстимейтом в £6–8 млн, ушедшая за £6,4 млн (£7,3 млн с комиссией), в то время как центральный лот — маленький, но эффектный «Мотор» (1918) Фернана Леже — был продан в рамках эстимейта за £4,6 млн (£5,2 млн с комиссией) дилеру Хью Гибсону.

Неожиданный интерес к большой и яркой поздней обнаженной натуре Огюста Ренуара «Обнаженная женщина за туалетом» (1913) и к раннему «Портрету» (1866–67) Поля Сезанна помог обоим произведениям значительно превысить свой верхний эстимейт. Они были проданы — что даже несколько удивительно — за £3,4 млн и £1 млн (£3,9 млн и £1,2 млн с комиссией) соответственно. Большую картину Георга Шольца, представителя школы новой вещественности, работы которого сравнительно редко появляются на рынке, нью-йоркские дилеры Acquavella приобрели за £1 млн (£1,2 млн с комиссией), что вдвое выше ее верхнего эстимейта в £500 тыс., и установили тем самым аукционный рекорд на этого художника.

Торги искусством сюрреализма на Christie’s прошли тише, чем прошлогодние, повышению активности на которых тогда способствовала гарантия на важные работы, которую дал бельгийский бизнесмен Пьер Салик. Тем не менее в этом году был продан топовый лот вечера — «Украденное зеркало» (1941) Макса Эрнста с эстимейтом £7–10 млн, ушедший представителю третьей стороны за £6,8 млн (£7,6 млн с комиссией). Ранее, в ноябре 2011 года, это произведение было продано на нью-йоркских торгах Christie’s за £10,3 млн (с комиссией).

Частный покупатель приобрел музейного уровня полотно Сальвадора Дали «Рыбаки на солнце» (1929) за £980 тыс. (£1,2 млн с комиссией). Лондонская Королевская академия художеств запросила эту работу на выставку Дали и Дюшана в 2017 году. «Надеемся, что покупатель, кем бы он ни был, соблюдет соглашение», — прокомментировал аукционист Юсси Пилкканен.

Вечерние торги Sotheby’s в среду прошли довольно похожим образом: не потрясающе, но с результатами, свидетельствующими о том, что «рынок прочен и функционирует», по словам главы секции импрессионизма и современного искусства Европы Хелены Ньюмен. Суммарная выручка на них (£81 млн и £93,7 млн с комиссией) тоже не дотянула до эстимейта в £97,6–138,4 млн, и общее отсутствие аппетита также оживлялось по временам сильными продажами. «Покупатели интересуются ценными лотами и очень избирательны», — сказала Ньюмен.

Топовым лотом стал прижизненный слепок с «Ирис, посланницы богов» (1902–05) Огюста Родена, проданный за £10,2 млн (£11,6 млн с комиссией), что сильно превышает его верхний эстимейт в £8 млн и более в чем два раза превосходит сумму, за которую он был продан в предыдущий раз, на Sotheby’s в 2007 году. По информации отраслевой рассылки Baer Faxt, его приобрел дилер из Осло Бен Фрия.

Три других ключевых лота на торгах искусства импрессионизма и модернизма были проданы более скромно, хотя все три превысили планку в £10 млн. Дерзкое и яркое полотно Пабло Пикассо «Голова женщины» (1935) ушло за £16,7 млн (£18,9 млн с комиссией), немного превысив свой нижний эстимейт в £16 млн. Этот результат был бы хорош, если бы продавец не приобрел его в 2013 году на Sotheby’s в Нью-Йорке за $39,9 млн (с комиссией), что тогда равнялось £25,4 млн. Поздний Клод Моне — «Вид на палаццо Дукале с Сан-Джорджо Маджоре» (1908) — с низкой стартовой ценой был продан за £10,2 млн (£11,6 млн с комиссией), дешевле нижнего эстимейта в £12 млн. А «Урок фортепиано» (1923) Анри Матисса, с 1927 года находившийся в коллекции шотландского издателя Ройена Миддлтона, ушел за £9,5 млн (£10,8 млн с комиссией) — опять же, не достигнув своего нижнего эстимейта в £12 млн. По информации Baer Faxt, его приобрели Nahmads.

Лучший результат на торгах искусства сюрреализма показало «Зеркало» (1936) Поля Дельво: проданное за £6,4 млн (£7,3 млн с комиссией), оно установило аукционный рекорд художника, тем самым обойдя его предыдущий рекорд в £3,2 млн, установленный на Christie’s в 1999 году.

«Это естественное развитие рынка и уж, конечно, не беда. Это корректировка, которой мы все ожидали, — сказала Нейзи Вассег, занимающая пост главного исполнительного директора лондонской художественной ярмарки Masterpiece. — Интересно посмотреть, что произойдет на аукционах современного искусства на неделе с 8 февраля, и тогда мы сможем более уверенно ставить диагноз».


Суммарная выручка на вечерних торгах Christie’s 2 февраля: £82,5 млн (£95,9 млн с комиссией)
Эстимейт: £87,3–129,1 млн

Искусство импрессионизма и модернизма: £57,3 млн (£66,4 млн с комиссией)
Эстимейт: £60,5–88,9 млн

Сюрреализм: £25,3 млн (£29,5 млн с комиссией)
Эстимейт: £26,9–40,3 млн


Суммарная выручка на вечерних торгах Sotheby’s 3 февраля: £81 млн (£93,7 млн с комиссией)
Эстимейт: £97,6–138,4 млн

Искусство импрессионизма и модернизма: £68,4 млн (£78,9 млн с комиссией)
Эстимейт: £85,9–121,9 млн

Сюрреализм: £12,7 млн (£14,9 млн с комиссией)
Эстимейт: £11,8–16,5 млн

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+