18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Законопроект «Об обороте культурных ценностей» не будет внесен в Госдуму

Законопроект «Об обороте культурных ценностей на территории Российской Федерации», вызвавший резкое противостояние арт-дилеров и чиновников, не будет рассмотрен в ближайшие месяцы.

Об этом сообщила на пресс-конференции в ТАСС Галина Запорожец, помощник Оганеса Оганяна, руководителя рабочей группы, которая занимается разработкой законопроекта. «Ни в марте, ни в мае этот закон не будут обсуждать, закон не доработан», — заявила представительница Государственной Думы РФ. Ранее стало известно, что документ планировали вынести на первое чтение в Госдуме в феврале, после того как будет получено заключение правительства России. Однако Галина Запорожец категорически опровергла эту информацию, назвав ее ложью.

После окончания пресс-конференции к ней подошел Василий Бычков, президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров. В их разговоре прозвучала фраза о том, что Александр Швейдель, инициатор законопроекта в его сегодняшнем виде, всего лишь один из нескольких десятков членов рабочей группы и что он не был уполномочен делать заявления о завершении работы. Ни сам Александр Швейдель, ни его представители на пресс-конференции не появились.

Пресс-конференция была собрана полностью из коллекционеров, экспертов и арт-дилеров, которые по очереди высказывались о том, как губителен проект закона «Об обороте культурных ценностей на территории Российской Федерации» буквально для каждого гражданина. Василий Бычков объяснил, что, если он «не дай бог будет принят, это приведет к огромному числу нарушений российского законодательства: механизмы, которые предложены, не соответствуют целям, которые там изложены», — и высказал предположение, что «этот проект мог быть создан с целью извлечения прибыли». Он также подчеркнул, что, хоть коллекционеров немного, собственников культурных ценностей во всей стране миллионы — и этим людям придется несладко, особенно если они живут далеко от столицы, ведь получить паспорт и экспертизу можно будет только в Москве.

Его поддержал коллекционер Давид Якобашвили. Он рассказал, как в 18 лет оказался без средств к существованию и прокормиться ему помогла продажа нескольких старинных предметов. «Ценности люди обычно хранят как память и продают только в случае беды. Представьте себе человека, у которого обнаружили рак, ему срочно нужны деньги, и он собирается продать фамильное наследие. Так вот для этого ему нужно будет поехать в Москву, пройти там все инстанции, и только после этого лечь под нож», — пояснил он.

«Я считаю своим долгом сообщить, что касается это абсолютно всех. Все, у кого есть фотография бабушки, книга дедушки и чашка тетушки, подпадают под этот закон. Коррупционная составляющая этого законопроекта невероятно велика», — заявила искусствовед Ольга Глебова, которая изначально входила в рабочую группу. По ее словам, мнения экспертов не были выслушаны и не были включены в тот законопроект, который сейчас все обсуждают.

Еще один член рабочей группы, Андрей Гилодо, добавил, что первой целью была разработка стандарта для судебной экспертизы, «этот стандарт не должен был распространяться на открытый рынок». «Там постоянно говорится о страховании. Складывается ощущение, что это лоббистский документ, созданный страховщиками, и напоминает закон об ОСАГО», — считает он.

Директор российского отделения Sotheby’s Михаил Каменский напомнил собравшимся, что подобного закона не было даже в СССР: «Этот проект покушается не только на нашу профессиональную сферу, но и на весь личностный, интимный мир нашей страны. Появляется роботизированный кирзовый сапог, который хочет влезть в бабушкин комод, в мой посудный шкаф, даже в прабабушкины платья может влезть». Кроме того, он предположил, что база с данными коллекционеров, если она будет создана, на следующий день будет продаваться на всех перекрестках вместе с другими ворованными государственными базами.

Несмотря на сгущение красок и взаимные обвинения (представительница Госдумы пожаловалась на то, что узнала о пресс-конференции из Интернета, на что коллекционеры хором заявили, что впервые узнали о законопроекте из того же источника), кажется, что закон в его теперешнем виде все же не будет принят. По меньшей мере Галина Запорожец — официально, от имени руководителя рабочей группы — пригласила организаторов пресс-конференции принять участие в обсуждении законопроекта.

Материалы по теме:
Арт-рынок взяли в оборот
Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+