18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей с номерами

№39
Материал из газеты

Рассказ архитектурного критика Николая Малинина доказывает, что «Метрополь», едва ли не самая известная московская гостиница и один из символов русского модерна, — это больше чем просто отель

Известный архитектурный критик Николай Малинин констатирует: «Это больше чем просто здание, это больше чем памятник архитектуры, музей искусств и роскошный отель. Это „Метрополь“ — легенда Москвы». И начинает рассказывать, с присущим ему изя­ществом, полную интриг историю одной из самых элегантных построек города, входящей в ансамбль Театральной площади.

«Метрополь» тоже замышлялся как театр, где предстояло царить Федору Шаляпину, с круглым залом в шесть ярусов размером, намного превосходящим Венскую оперу. В реальности все оказалось не так воздушно, жизнь совершила еще один круг. Купец Савва Мамонтов, Савва Великолепный (прозвище, данное ему современниками по аналогии с Медичи), меценат с кипучей энергией. Его фантазии и принадлежала эта блестящая затея. В 1898 году он арендует целый квартал в Москве, а страховое общество, владеющее местом, «обязуется истратить до 1500 га на постройку». Однако через полгода газеты сообщают, что мысль «о возведении театра совершенно оставлена». Власть подставляет ножку олигарху. Мамонтов арестован, ему инкриминируют присвоение 9 млн руб. из кассы железной дороги. А «Метрополь», отель с европейским уровнем комфорта, откроется в 1905 году уже без театрального зала, но с шикарным рестораном.

Фасады его украсят майоликовое панно Михаила Врубеля Принцесса Грёза, барельефы Николая Андреева и цитата из Фридриха Ницше. Интерьеры оформят Игнатий Нивинский, Сергей Чехонин, Павел Кузнецов и Петр Уткин. Стеклянный купол накроет сетчатая конструкция Владимира Шухова.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+