18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Иконы в трех поколениях

В Музее русской иконы идет выставка икон из легендарного собрания Воробьевых, существующего уже более полувека и созданного тремя поколениями одной семьи.

На выставке «Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьевых» коллекция икон Воробьевых впервые представлена в полном объеме, вместе с прекрасным собранием резной скульптуры и городецких прялочных донец.

По словам основателя Музея русской иконы Михаила Абрамова, эта экспозиция станет первой в серии монографических выставок собраний отдельных коллекционеров, планирующейся в музее.

История коллекционирования икон в России — процесс нелинейный. Следы взлета интереса к иконописи в начале XX века, когда создавались собрания Ильи Остроухова и художников Серебряного века, мы видим сегодня в коллекциях государственных музеев. Потом перерыв на полвека — и в 1960-е годы творческая интеллигенция (только теперь уже советская) стала открывать для себя русскую икону.

Встреча в конце 1950-х годов с Павлом Кориным и впечатление от его домашнего собрания икон в особняке на Малой Пироговской подтолкнули художника Николая Воробьева к созданию собственной коллекции. В первые годы своего существования (1962–1963) она пополнялась и иконами XVII–XIX веков, но постепенно они уступили место более ранним произведениям: пристрастия коллекционера и его сына Сергея, присоединившегося к отцу, были связаны с периодом XIV–XVI столетий. Иконы в коллекции Воробьевых, не обращавшихся к дилерам, а полагавшихся на собственные знания и чутье, появлялись, как и у большинства советских собирателей, в основном путем обмена, продажи были редки, да в то время и небезопасны. Профессиональный, коллекционерский и общественный авторитет Николая Воробьева в значительной степени помог организовать ставшую легендарной выставку икон из частных собраний в Музее Андрея Рублева (1974) — первую в советское время. Тогда же ведущая роль в пополнении коллекции переходит к Сергею Воробьеву, художнику и реставратору.

На выставке сразу притягивает взгляд «Богоявление» второй половины XV века работы мастера московской школы — с лаконичной иконографией и сдержанной цветовой гаммой, где завораживают голубизной воды Иордана. Она интересна еще и тем, что является уникальным примером расположения авторской подписи не на полях, не в нижней части средника, а непосредственно внутри сюжета, практически в центре иконы. Судя по всему, неизвестный нам автор, в творчестве которого прослеживается влияние Рублева и Дионисия, понимал значимость своей работы.

Вторая доминанта экспозиции — и по художественным достоинствам, и по размеру — «Спас Вседержитель» (первая треть — вторая четверть XVI века), в которой прослеживается связь с рублевской художественной традицией, сразу вызывая в памяти знаменитый «Спас» Звенигородского чина из коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Среди других икон, которые сам Сергей Воробьев особо отмечает в своей коллекции — «Чудо Георгия о змие» XIV века (отличной сохранности, сходное по иконографии с образами из собраний Русского музея и Третьяковской галереи) с Георгием на прекрасном черно-зеленом коне и спасенной девушкой, уводящей на собственном поясе послушного, «аки овца», змия в город; нежная и поэтичная «Богоматерь Умиление (Ярославская)» XV века (эта икона, наряду с «Великомучеником Никитой, побивающим беса» XV века, задала временные рамки создававшейся в 1960-е годы коллекции); редкой сохранности «Богоматерь Одигитрия» XVI века на зеленом облачном фоне, лик которой, по словам коллекционера, может отразить все, что происходит с тем, кто живет рядом с этим образом: и плохое, и хорошее.

Организаторам выставки удалось и частично реконструировать коллекцию Воробьевых в том виде, в котором она существовала в прошлые годы, включив в экспозицию иконы, в силу различных обстоятельств перешедшие к другим владельцам, среди которых Олег Тарасов, Александр Липницкий, Гари Татинцян, Собрание русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Музей русской иконы
До 15 марта

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+