The Art Newspaper Russia
Поиск

Другая сторона Бэкона

Личный взгляд на Фрэнсиса Бэкона от Майкла Пеппятта получился хоть и субъективным, но максимально точным. В отличие от других приглаженных интервью художника, Пеппятт дает практически неправленые стенограммы полуночных застолий с одним из самых загадочных художников ХХ века. Поэтому Бэкон выходит в них как живой

Фрэнсис Бэкон и Майкл Пеппятт (справа). Фото сделано Дэвидом Хокни в его парижской мастерской в 1975 г. Молодой писатель отказывался сбривать бороду, что не нравилось художнику. Поэтому Бэкон так и не написал ни одного портрета Пеппятта / © David Hockney

Фрэнсис Бэкон и Майкл Пеппятт (справа). Фото сделано Дэвидом Хокни в его парижской мастерской в 1975 г. Молодой писатель отказывался сбривать бороду, что не нравилось художнику. Поэтому Бэкон так и не написал ни одного портрета Пеппятта / © David Hockney

Майкл Пеппятт — признанный специалист по творчеству Фрэнсиса Бэкона, автор классической биографии художника Анатомия загадки, впервые опубликованной в 1996 году и вышедшей в 2008 году в пересмотренном виде. Также Пеппятт составил ряд каталогов Бэкона, в том числе выдающийся Фрэнсис Бэкон в 1950-е, и сборник статей и интервью Фрэнсис Бэкон: исследования к портрету (2008). Что же еще можно рассказать о столь известном человеке? Ответом будет весьма личный, субъективный материал — правдивая история сложных взаимоотношений автора с одним из самых загадочных художников нашего времени.

Книга предлагает не объективный очерк, но дневник одержимости. В ее основу легли записи Пеппятта, где подробно изложено содержание путаных бесед с Бэконом. Повторяемость этих почти монологов позволила зафиксировать их в памяти и восстановить. Поэтому в книге неправдоподобное количество прямой речи Бэкона, льющейся абзацами. Пеппятт называет Бэкона отцом, главным авторитетом в своей жизни. Когда они познакомились, ему шел 21 год и он еще учился. Бэкону исполнилось 53, он приближался к зениту славы. Крайне необычная, если не сказать больше, дружба (Пеппятт — не гомосексуал). Всюду узнается ритм речи Бэкона: повторяющаяся фраза «вот такие дела» как знак препинания; акцент на развеселом отчаянии и вере в небытие; идущие по кругу разговоры, вторящие подходам к выпивке. Некоторые утверждают, что Бэкон пил мало и все больше подливал друзьям, но Пеппятт свидетельствует об обратном. За время одной длиннейшей беседы они распили 13 бутылок вина, пару раз «залакировывая» их.

Пеппятт описывает «убийственное сладострастие» живописи Бэкона, книга пронизана проницательными отступлениями с анализом искусства. Никто из ныне живущих не был знаком с Бэконом так близко, как Пеппятт, ведущий зачарованного читателя по горкам резких смен настроения художника, отражавшихся на его собеседниках.

Также мы узнаем и самого Пеппятта — не только как амбициозного писателя, куратора и искусствоведа, но и как человека, что делает книгу еще сильней. «Благодаря Бэкону я понял, что могу разрешить внутренние противоречия, только если отпущу самого себя в свободное плавание», — пишет Пеппятт.

Одним из захватывающих моментов в общении с Бэконом было ощущение опасности, сопровождавшее его встречи с сомнительными личностями, хотя художнику и удавалось в самый последний момент ловко вытянуть своего протеже из неприятностей, разряжая обстановку сочетанием хладнокровия и наличных.

Пеппятт здорово повзрослел в компании Бэкона. Он называет это «откровенно ускоренным введением в жизнь». Теперь же он возвращает долг художнику, представляя его беспрецедентно ярко и живо. Потрясающее чтение.  

Michael Peppiatt. Francis Bacon in Your Blood: A Memoir. Bloomsbury. 404 с. £25 (твердая обложка). На английском языке

Просмотры: 5419
Популярные материалы
1
Художницы и их портреты кисти мужей
Чем автопортрет женщины отличается от ее изображения, созданного мужем?
05 марта 2021
2
Замужем за метафизикой
Раису Гуревич-Кальца, известного специалиста по древнеримской скульптуре, можно узнать на многих картинах Джорджо де Кирико, хотя сам художник вычеркнул русскую жену из своей биографии.
03 марта 2021
3
Как будто хозяин вышел за хлебом: Музей архитектуры готов к реставрации дома Мельникова
Цветовые решения, примененные архитектором Константином Мельниковым при создании своего дома, шедевра авангарда, постараются восстановить.
05 марта 2021
4
Глазами поколения Y: какое оно, искусство тридцатилетних?
Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» в Русском музее построена исключительно на работах петербургских художников.
04 марта 2021
5
Как полюбить окраины и продолжать быть эстетом
Издание «На районе» впервые — на примере Москвы и Вены — формулирует тему спальных кварталов как одну из центральных в современной культуре.
05 марта 2021
6
Первый приз Zverev Art Prize составит 1 млн рублей
Музей AZ учредил конкурс в честь юбилея Анатолия Зверева.
03 марта 2021
7
Павильон России в Венеции зазеленеет
К открытию XVII Архитектурной биеннале в мае исторический выставочный павильон будет реконструирован. И это далеко не впервые. Рассказываем, какие трансформации здание пережило за свой век.
02 марта 2021
8
В Никола-Ленивце ударят искусством по коронавирусу
В роли объекта, который по уже 20-летней традиции сожгут на Масленицу в арт-парке, выступает замок корона-людоеда.
03 марта 2021
9
Репортаж из Самары: передовой отряд у станка
В Самаре открылся выставочный диптих, посвященный возникновению нового реализма 1920–1930-х годов. О проектах галереи «Виктория» и Третьяковки в Самаре, а также запуске конструктивистской фабрики-кухни, где расположится филиал, — в нашем репортаже.
04 марта 2021
10
Свежий номер: огонь, вода и стихия чувств Билла Виолы, как музеи зарабатывают на кино, Марианна Сардарова о коллекции и новом здании фонда Ruarts
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев мартовского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
05 марта 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru