На арт-площадках Москвы теперь протестное искусство Нидерландов.
В продолжение года Россия — Нидерланды и в рамках 5-й Московской биеннале голландцы проводят несколько выставок. Одна из самых масштабных — Лисицкий — Кабаков. Утопия и реальность. Стартовав в голландском Музее Ван Аббе в Эйндховене и побывав в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, она наконец доехала и до Москвы, где открылась в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) (до 24 ноября). Проект был задуман Виллемом Яном Рендерсом из Музея Ван Аббе (интервью с ним читайте в TANR, № 05 (14), июнь 2013 года) и куратором Чарльзом Эше, которого многие прочат в директора Стеделейк-музея, а сокураторами выступили сами Илья и Эмилия Кабаковы. Помимо произведений из Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Центра Жоржа Помпиду в Париже, Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и частных собраний, московская экспозиция приросла еще и работами из коллекции МАММ и фотографиями Ильи Кабакова в исполнении Юрия Роста.
Идея голландского художника Гвидо ван дер Верве провести перформанс в одной из московских церквей тоже в результате оказалась не такой утопичной. Правда, церковь, согласившаяся принять художника, оказалась англиканской, а перформанс — вполне классическим реквиемом в исполнении Камерного хора Московской консерватории и Московского камерного оркестра «Времена года». Сочинил его сам художник для своего фильма-перформанса Номер четырнадцать. Дом, и он же стал своеобразным открытием выставки Призраки в системе. Сценарии действия (Государственный центр современного искусства, до 5 октября), где куратор харлемского музея Де Халлен Ксандер Карскенс представил видеоработы молодых голландских художников. В ARTPLAY уже разобрали простоявший там в сентябре павильон Джаспера Ниенса и Тийса Эвальта — главное место дискуссий «Голландской арт-ассамблеи» и место выставки Чрезвычайные и Полномочные, уступившей место Музею голландского протеста (23 октября — 6 ноября). Общая для обеих выставок тема — актуальные сегодня в мире протестные настроения. В первой кураторы Йелле Боухаус из SMBA (Stedelijk Museum Bureau Amsterdam) и Елена Сорокина предложили 25 художникам из Нидерландов, России и других стран попробовать себя в роли законодателей и придумать собственные правила, опираясь на Книгу декретов (1977) классика московского концептуализма Дмитрия Александровича Пригова.
Вторая выставка — подборка свидетельств из архивов протестного движения в Нидерландах 1960–1990-х годов и активистских арт-практик. По словам куратора Кати Соколовой, все экспонаты выставки аутентичные: «В Голландии есть уникальное место — Институт социальной истории. Там замечательный архив, куда можно просто зайти и найти удивительные вещи. Мы выбирали то, что будет интересно нашему зрителю. Сейчас в России подъем гражданской активности, и голландский опыт мирного протеста, креативных активистских движений будет интересен молодому зрителю». В фотографиях, видео, документациях перформансов и акций, в плакатах и рисунках представлены анархистские хеппенинги голландской группы «Прово», акции феминистского движения «Безумная Мина», протесты амстердамских сквоттеров.
К выставке издан на русском языке и номер анархистского журнала «Прово», выходившего в Амстердаме в 1960-х. Его будут раздавать посетителям выставки. Свои работы покажут и молодые голландские художники, а группа медиаактивистов «Работник ТВ» построит квартиру-сквот, где история пиратских медиа 1980-х встретится с реалиями современной Москвы. Выставка откроется перформансом Зоро Фейгля и Винсента Бошмы, которые с помощью самодельного устройства огнем нарисуют активистский символ. Культурная программа Года Нидерландов не ограничивается современным искусством.
В Третьяковской галерее открылась выставка классика голландского авангарда Пита Мондриана: 40 полотен из Гааги отражают все периоды творчества художника. А в ГМИИ им. А. С. Пушкина на выставке Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея представлено десять полотен, никогда не покидавших стен родного музея (до 19 января).