18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт проект Cosmodreams Марины Федоровой

Коллекция работ Джексона Поллока вызвала подозрения: в них нашли не соответствующий времени создания пигмент

№39
Материал из газеты

На картинах из одной группы был обнаружен пигмент, появившийся в свободной продаже уже после смерти художника

Оказалась под вопросом подлинность приписываемых Джексону Поллоку работ из коллекции, показанной в июле 2015 года на ярмарке Art Monaco. Шесть полотен были выставлены на стенде галереи из Невады Classic Fine Art. Однако еще в 2010 году около 30 полотен из этой коллекции в частном порядке проанализировала британская компания Art Access & Research.

The Art Newspaper удалось ознакомиться с отчетами Николаса Истоу, директора Art Analysis & Research (ранее Art Access & Research). В них приведены данные анализа красок, использованных на 23 полотнах, приписываемых Джексону Поллоку. На 12 из них был обнаружен желтый пигмент с кодом цветового индекса PY74, появившийся в свободной продаже уже после смерти знаменитого абстрактного экспрессиониста в 1956 году.

В отчетах по каждой из 12 работ говорится: «Первые виды этого класса пигментов появились на рынке в 1910 году (PY1), а более поздние (например, PY4–6) — в 1920-х годах. Однако появление PY74 специализированная литература, как правило, относит к 1957 году, в связи с чем возникает целый ряд вопросов».

Автор отчетов рекомендует провести дополнительные исследования, для того чтобы подтвердить, что это действительно PY74, проверить, мог ли этот пигмент быть нанесен позднее другой рукой, и установить, имел ли Поллок доступ к пигменту до его поступления в массовую продажу.

Помимо этого, анализ показал, что на полотнах использованы и пигменты, аналогичные тем, что были обнаружены в банках с краской в мастерской Поллока. Во всех 23 отчетах, доступных The Art Newspaper, зафиксировано наличие на холстах белил из диоксида титана, а в 21 отчете — наличие кальцита — минерала, используемого в качестве белого пигмента. Соединения фталоцианина были обнаружены на 21 полотне, алюминиевая пудра — на 19, хромат свинца — на 14. На четырех картинах нашли искусственный ультрамарин, на одной — небольшой объем сульфида кадмия (с некоторой долей вероятности, этот пигмент в малом количестве содержится в одной из банок розовой краски из мастерской Поллока).

Мы связались с галереей Classic Fine Art, где подтвердили, что верят в подлинность работ, что в пользу этой уверенности свидетельствуют «все данные» и что для их подтверждения или опровержения ведутся атрибуционные исследования и проверки на «самом высоком уровне». В то же время галерея заявляет, что не будет планировать никаких выставок и не собирается «финансово задействовать полотна» до тех пор, пока в ее распоряжении не окажутся научно обоснованные доказательства и не будет проведен процесс атрибуции.

«Мы готовы признать результаты, какими бы они ни оказались», — говорят в Classic Fine Art.

Посвященная этим произведениям страница на сайте, поддерживаемом галереей, была удалена минувшим летом. На ней говорилось, что фрактальный анализ, анализ материалов, снятие отпечатков пальцев и образцов ДНК дали «положительные результаты».

При этом имеющаяся в свободном доступе информация о провенансе работ крайне скудна. В статье, опубликованной на сайте Art Monaco Magazine, утверждается, что представленную на ярмарке «небольшую частную коллекцию» первоначально приобрел у неизвестной женщины нью-йоркский коллекционер Армин Гершкович. Затем Гершкович, говорится в статье, некоторое время пытался перепродать коллекцию, и в итоге в 1960-х годах ее купил коллекционер и реставратор Габор Немет. Немет, в свою очередь, продал несколько работ «по низкой цене», в том числе одну в 1970-х дизайнеру мебели с Западного побережья США. Ее подлинность подтвердила вдова Поллока Ли Краснер.

В 2002 году Габор Немет попытался заручиться подтверждением подлинности остальных работ, однако узнал, что комиссия Фонда Поллока — Краснер по установлению подлинности была распущена в 1996 году. После этого работы были подвергнуты ряду технических исследований.

Директор Art Monaco Джонесско Родригес говорит, что, прежде чем выставить полотна на ярмарке, Classic Fine Art предоставила ему «веские доказательства» их подлинности. В число таких доказательств входило видеосвидетельство искусствоведа и физика Ричарда Тейлора, проводившего фрактальный анализ полотен Джексона Поллока. По словам Родригеса, Тейлор сказал, что «никогда прежде не встречал настолько четкого соответствия».

Руководитель ярмарки добавил, что ранее эти произведения выставлялись в Университете штата Калифорния в Беркли и в Музее библейского искусства в Далласе. «Хочется верить, что они не стали бы выставлять полотна, если бы не были уверены в их подлинности», — говорит Ро­дригес.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+