18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Петров-Водкин попал в переплет вместе с последователями и учениками

В «Галеев-галерее» 10 декабря открылась выставка «Школа Кузьмы Петрова-Водкина», посвященная педагогической деятельности художника. Круг его последователей не менее важен и интересен, чем школы знаменитых коллег: Малевича, Матюшина, Филонова. Одновременно с ними Кузьма Петров-Водкин по-своему воспитывал художников новой формации, однако школа этого мастера куда менее изучена. И выставка в галерее Ильдара Галеева, а также опубликованный по этому случаю двухтомный труд фактически являются первыми попытками обобщения ее опыта.

Один из самых важных русских и советских художников, Кузьма Петров-Водкин преподавал больше двух десятков лет (1910–1932), воспитав в школе Елизаветы Званцевой, а затем в петроградской (ленинградской, многократно переформатированной и переименованной) Академии художеств сотни прямых и косвенных учеников.

Ученики художника, сами впоследствии мастера искусств, не всегда дорожили своими студенческими работами. Тем более важно реконструировать историю бытования школы по уцелевшим образцам. В основе экспозиции — биографии и произведения 1920-х годов 50 учеников Петрова-Водкина: Дмитриева, Самохвалова, Чупятова, Соколова, Эвенбах, Эфроса и других. Их работы предоставлены хранителями архивов художников, наследниками и частными коллекционерами.

Изданная «Галеев-галереей» двухтомная монография «Кузьма Петров-Водкин и его школа. Живопись, графика, сценография, книжный дизайн», хотя и выпущена к конкретной выставке, имеет самостоятельное историко-культурное значение. Детальное, скрупулезное, тщательно выверенное исследование под руководством Ильдара Галеева, в подготовке которого участвовало три десятка музеев (коллекции России и ближнего зарубежья, а также институции Америки и Европы) и ведущие специалисты по русскому искусству ХХ века, от Джона Боулта из Лос-Анджелеса до Мариники Бабаназаровой из узбекского Нукуса, определяет, что же это такое — «круг Петрова-Водкина». А параллели, проводимые некоторыми исследователями в текстах этой коллективной монографии с подобными виртуальными (и вполне конкретными) школами Казимира Малевича, Павла Филонова и Михаила Матюшина, позволяют понять главную амбицию двухтомника — проявить и предъявить миру еще одно законченное и самодостаточное коллективное явление в русском авангардном искусстве. Равном по значению общепризнанным ныне объединениям.

Эта кураторская задача в двухтомнике выполнена, даже слишком: огромное количество иконографического материала, а также новонайденных и приобщенных к делу документов и писем, факсимильно воспроизведенных вместе с репродукциями картин и графических листов, фотографий и воспоминаний являет миру оригинальный, изумительный мир учителя и его последователей.

Ведь метод Петрова-Водкина как художника и как педагога — в передаче странных искажений реальности, усвоенных учениками, самые последовательные из которых — это известные и пока не очень (большую часть второго тома составляют биографические очерки, распределенные по годам выпуска студентов из АХ) Евсей Моисеенко, Андрей Мыльников, Рувим Фрумак, Борис Земенков и многие другие. И прежде всего неповторимые тонкости авторского стиля Петрова-Водкина, переданные им по эстафете единомышленникам. «Сферическая перспектива». Знаменитая «трехцветка». Система бинокулярного (в движении) пейзажа. Наклонные, «падающие композиции» интерьеров и натюрмортов, давным-давно ставших классикой. Не только в исполнении самого мастера.

10 декабря 2015 — 15 ноября 2016
«Галеев-галерея»

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+