The Art Newspaper Russia
Поиск

Михаль Ровнер: «Мои работы — о людях и для людей»

МАММ

МАММ

К своей московской выставке в Мультимедиа Арт Музее Михаль Ровнер подготовилась основательно: купила новые ботинки, сделала маникюр и покрасила волосы в рыже-каштановый цвет. Не дожидаясь первого вопроса, она стала рассказывать о своей жизни. «Вы знаете, что я фермер? Я выращиваю оливковые деревья. У меня помощница c Украины, чудесная женщина, но мы с трудом друг друга понимаем, поэтому я с удовольствием забрала бы переводчика Мультимедиа Арт Музея домой».

Люди — это инструмент для достижения вашей творческой идеи?

Не могу сказать, что они инструмент. Я их не использую, а наблюдаю за ними. Мои работы — о людях и для людей.

Наверное, вы очень любите людей.

Да, я их очень люблю.

И видимо, именно результат непосредственного общения с ними является материалом для ваших работ.

Я наблюдаю за ними не только вблизи, но и издалека, дистанцируясь. Ведь иногда новых людей очень трудно полюбить сразу. Еще с детства я легко представляла себя другим человеком, ставила себя на чье-то место.

Вы быстро находите общий язык с новыми людьми?

Да, я очень люблю новых людей, они мне всегда любопытны. Но мой взгляд, который я транслирую через свои работы, — немного отстраненный, представляющий как бы человеческие знаки, паттерны бытия. Это не анимация, я всегда отталкиваюсь от реальности, а затем перехожу в абстракцию. Я не журналист и не иллюстратор, я художник. Есть отличное высказывание Фрэнсиса Бэкона по этому поводу: «Ты должен быть предельно близок к фактам, но одновременно создавать свою реальность». Ежедневно мы задаемся вопросами о том, что надо делать, а что нет: выходить ли замуж, рожать или нет? Все мы часть группы, которая находится в движении, и движение это очень мощно, и часто мы не задумываемся, как нам хотелось бы прожить жизнь вне этого контекста. Нынешняя экспозиция рассказывает о том, что происходит в мире сейчас, прямо сейчас, — о миграции, о движении между границами.

Получается, ваши работы как никогда актуальны, ведь они рассказывают о проблемах, которые именно сейчас стали особенно болезненными. Вы бы предпочли, чтобы ваши работы были менее актуальными?

Я очень надеюсь, что следующее поколение увидит в них нечто другое. И может быть, это видение будет более оптимистичным, с другими ассоциациями. Кто знает, что придет им в голову? Но я живу в реальности, эта реальность оказывает на меня влияние, и я не пытаюсь от нее бежать. Это фиксация моих личных с ней отношений. Иногда, конечно, хочется вступить в Красный Крест, но я остаюсь художником.

Кстати, что мешает совместить?

Да, думаю, что так я и сделаю.

А это правда, что китайцы воспринимают ваши работы как нежные и оптимистичные?

Эти работы действительно вне времени, здесь нет нарратива, я не рассказываю историю с хорошим или плохим концом. Просто есть движение жизни, а там, где жизнь, есть надежда. Я не пытаюсь быть однозначной; в любой истории важно чувствовать ответственность за других — не за кого-то конкретного, а в целом. Мне кажется, есть нечто важнее искусства, культуры и науки: наше будущее напрямую зависит от того, как мы друг с другом общаемся и взаимодействуем. Я родилась в Израиле, и любая работа, созданная там, обречена на социальный контекст, но я не очень интересуюсь политикой. История для меня — это таймлайн коллизий и кризисов. Если бы я родилась в Швейцарии, то не воспринимала бы время как череду кризисов.

Где вы находите героев ваших работ?

Когда я снимала в России, то попросила найти 50 человек в возрасте 50 лет. Именно в этом возрасте люди, кажется, лучше чувствуют время и путь, по которому они идут. Я, безусловно, общаюсь со своими героями, но не могу назвать это общение близким. Некоторые люди не подходят: кто-то слишком позирует, а кто-то, напротив, стесняется. Это не хореография, но иногда нужны движения. Случается, я множу свое изображение и даже забываю об этом. Выбираю персонажей исходя из конкретного места, без определенной личностной привязки, используя их как текст для общего полотна. Очень часто меня спрашивают: «Кто эти люди?» Я отвечаю: «А вы как думаете?» — «А где вы их снимали?» — «Может, в России, может, в Румынии или Израиле». Еще многие интересуются, сколько лет назад я начала снимать и какую камеру использую. Люди любят получать информацию, это путь взаимодействия с реальностью.

Они просто хотят знать, что находится «по ту сторону» искусства.

Вот еще что часто спрашивают о моих работах: «А может, это живопись?»

Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с Филипом Глассом.

Он сам предложил мне сотрудничество. Честно говоря, я думала, он напишет музыку, а я сделаю видео. На что он ответил: «Это же не клип!» — и предложил мне снять видео, к которому он создаст свою музыку. Мы были отличной командой, но одна вещь меня раздражала и удивляла одновременно — его пунктуальность. Я всегда опаздываю, а по нему можно было время сверять! Я только посмотрю на часы — а он уже звонит в дверь!

Кажется, что у вас редко бывает плохое настроение и творческий кризис вам не знаком.

Не переживайте, знаком! В процессе работы практически над каждым проектом бывает период, когда я упираюсь в стену и пытаюсь найти выход. Иногда по два дня нет сил, но я никогда не боюсь, что у меня закончатся идеи. Больше волнует другое. Сегодня я здесь в великолепном музее, даю интервью симпатичным людям, а неделю назад была в Стамбуле и видела сирийских беженцев. Это зрелище просто разбивает сердце: босоногие дети, пустые глаза стариков, матери с грудными младенцами прямо на асфальте. С недавних пор я считаю своим долгом каждый вечер смотреть новости по телевизору. С одной стороны, я хочу быть благополучной, покупать туфли и красить волосы, участвовать в выставках, путешествовать. С другой стороны, не могу оставаться равнодушной к тому зашкаливающему уровню жестокости, который царит на планете сегодня. Это ненормально, это депрессивно. Мы должны что-то сделать! Кажется, что наступила Третья мировая война, но просто в другом формате. Сейчас информация настолько доступна, что мы не имеем права чего-то не знать. Можно только признаться, что мы отказались знать это. А мне кажется, что в XXI веке главная гражданская обязанность человека — быть в курсе того, что происходит вокруг.

И каких новостей ждать?

У меня по-прежнему много веры в человечество. Но как можно спокойно жить, когда так много горя вокруг? Честно говоря, часть меня чувствует себя прекрасно: я оптимист, у меня успешная карьера, люди заинтересованы во мне. Но другая часть беспокоится о том, чтобы сделать что-то важное.

Каждый должен делать то, что может и как может. Для художников важно просто творить.

Вы знаете, у меня брала интервью Кристиан Аманпур из CNN. Я ей рассказывала о своих переживаниях, и вдруг она говорит: «Я знаю, что вы можете делать». Я спрашиваю: «Что?» Она отвечает: «Просто продолжайте делать свою работу».

18.09 — 29.11
Мультимедиа Арт Музей — Московский дом фотографии
Просмотры: 2458
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru