The Art Newspaper Russia
Поиск

Михаль Ровнер: «Мои работы — о людях и для людей»

МАММ

МАММ

К своей московской выставке в Мультимедиа Арт Музее Михаль Ровнер подготовилась основательно: купила новые ботинки, сделала маникюр и покрасила волосы в рыже-каштановый цвет. Не дожидаясь первого вопроса, она стала рассказывать о своей жизни. «Вы знаете, что я фермер? Я выращиваю оливковые деревья. У меня помощница c Украины, чудесная женщина, но мы с трудом друг друга понимаем, поэтому я с удовольствием забрала бы переводчика Мультимедиа Арт Музея домой».

Люди — это инструмент для достижения вашей творческой идеи?

Не могу сказать, что они инструмент. Я их не использую, а наблюдаю за ними. Мои работы — о людях и для людей.

Наверное, вы очень любите людей.

Да, я их очень люблю.

И видимо, именно результат непосредственного общения с ними является материалом для ваших работ.

Я наблюдаю за ними не только вблизи, но и издалека, дистанцируясь. Ведь иногда новых людей очень трудно полюбить сразу. Еще с детства я легко представляла себя другим человеком, ставила себя на чье-то место.

Вы быстро находите общий язык с новыми людьми?

Да, я очень люблю новых людей, они мне всегда любопытны. Но мой взгляд, который я транслирую через свои работы, — немного отстраненный, представляющий как бы человеческие знаки, паттерны бытия. Это не анимация, я всегда отталкиваюсь от реальности, а затем перехожу в абстракцию. Я не журналист и не иллюстратор, я художник. Есть отличное высказывание Фрэнсиса Бэкона по этому поводу: «Ты должен быть предельно близок к фактам, но одновременно создавать свою реальность». Ежедневно мы задаемся вопросами о том, что надо делать, а что нет: выходить ли замуж, рожать или нет? Все мы часть группы, которая находится в движении, и движение это очень мощно, и часто мы не задумываемся, как нам хотелось бы прожить жизнь вне этого контекста. Нынешняя экспозиция рассказывает о том, что происходит в мире сейчас, прямо сейчас, — о миграции, о движении между границами.

Получается, ваши работы как никогда актуальны, ведь они рассказывают о проблемах, которые именно сейчас стали особенно болезненными. Вы бы предпочли, чтобы ваши работы были менее актуальными?

Я очень надеюсь, что следующее поколение увидит в них нечто другое. И может быть, это видение будет более оптимистичным, с другими ассоциациями. Кто знает, что придет им в голову? Но я живу в реальности, эта реальность оказывает на меня влияние, и я не пытаюсь от нее бежать. Это фиксация моих личных с ней отношений. Иногда, конечно, хочется вступить в Красный Крест, но я остаюсь художником.

Кстати, что мешает совместить?

Да, думаю, что так я и сделаю.

А это правда, что китайцы воспринимают ваши работы как нежные и оптимистичные?

Эти работы действительно вне времени, здесь нет нарратива, я не рассказываю историю с хорошим или плохим концом. Просто есть движение жизни, а там, где жизнь, есть надежда. Я не пытаюсь быть однозначной; в любой истории важно чувствовать ответственность за других — не за кого-то конкретного, а в целом. Мне кажется, есть нечто важнее искусства, культуры и науки: наше будущее напрямую зависит от того, как мы друг с другом общаемся и взаимодействуем. Я родилась в Израиле, и любая работа, созданная там, обречена на социальный контекст, но я не очень интересуюсь политикой. История для меня — это таймлайн коллизий и кризисов. Если бы я родилась в Швейцарии, то не воспринимала бы время как череду кризисов.

Где вы находите героев ваших работ?

Когда я снимала в России, то попросила найти 50 человек в возрасте 50 лет. Именно в этом возрасте люди, кажется, лучше чувствуют время и путь, по которому они идут. Я, безусловно, общаюсь со своими героями, но не могу назвать это общение близким. Некоторые люди не подходят: кто-то слишком позирует, а кто-то, напротив, стесняется. Это не хореография, но иногда нужны движения. Случается, я множу свое изображение и даже забываю об этом. Выбираю персонажей исходя из конкретного места, без определенной личностной привязки, используя их как текст для общего полотна. Очень часто меня спрашивают: «Кто эти люди?» Я отвечаю: «А вы как думаете?» — «А где вы их снимали?» — «Может, в России, может, в Румынии или Израиле». Еще многие интересуются, сколько лет назад я начала снимать и какую камеру использую. Люди любят получать информацию, это путь взаимодействия с реальностью.

Они просто хотят знать, что находится «по ту сторону» искусства.

Вот еще что часто спрашивают о моих работах: «А может, это живопись?»

Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с Филипом Глассом.

Он сам предложил мне сотрудничество. Честно говоря, я думала, он напишет музыку, а я сделаю видео. На что он ответил: «Это же не клип!» — и предложил мне снять видео, к которому он создаст свою музыку. Мы были отличной командой, но одна вещь меня раздражала и удивляла одновременно — его пунктуальность. Я всегда опаздываю, а по нему можно было время сверять! Я только посмотрю на часы — а он уже звонит в дверь!

Кажется, что у вас редко бывает плохое настроение и творческий кризис вам не знаком.

Не переживайте, знаком! В процессе работы практически над каждым проектом бывает период, когда я упираюсь в стену и пытаюсь найти выход. Иногда по два дня нет сил, но я никогда не боюсь, что у меня закончатся идеи. Больше волнует другое. Сегодня я здесь в великолепном музее, даю интервью симпатичным людям, а неделю назад была в Стамбуле и видела сирийских беженцев. Это зрелище просто разбивает сердце: босоногие дети, пустые глаза стариков, матери с грудными младенцами прямо на асфальте. С недавних пор я считаю своим долгом каждый вечер смотреть новости по телевизору. С одной стороны, я хочу быть благополучной, покупать туфли и красить волосы, участвовать в выставках, путешествовать. С другой стороны, не могу оставаться равнодушной к тому зашкаливающему уровню жестокости, который царит на планете сегодня. Это ненормально, это депрессивно. Мы должны что-то сделать! Кажется, что наступила Третья мировая война, но просто в другом формате. Сейчас информация настолько доступна, что мы не имеем права чего-то не знать. Можно только признаться, что мы отказались знать это. А мне кажется, что в XXI веке главная гражданская обязанность человека — быть в курсе того, что происходит вокруг.

И каких новостей ждать?

У меня по-прежнему много веры в человечество. Но как можно спокойно жить, когда так много горя вокруг? Честно говоря, часть меня чувствует себя прекрасно: я оптимист, у меня успешная карьера, люди заинтересованы во мне. Но другая часть беспокоится о том, чтобы сделать что-то важное.

Каждый должен делать то, что может и как может. Для художников важно просто творить.

Вы знаете, у меня брала интервью Кристиан Аманпур из CNN. Я ей рассказывала о своих переживаниях, и вдруг она говорит: «Я знаю, что вы можете делать». Я спрашиваю: «Что?» Она отвечает: «Просто продолжайте делать свою работу».

18.09 — 29.11
Мультимедиа Арт Музей — Московский дом фотографии
Просмотры: 2283
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
5
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
6
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
7
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
8
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
9
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
10
Музей Виктории и Альберта открыл собственный центр фотографии
Центр станет одним из немногих мест, где можно будет увидеть раннюю фотографию рядом с современной
12 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru