The Art Newspaper Russia
Поиск

Новые русские покупатели полюбили старых европейских мастеров

Christie's Images

Christie's Images

Крупнейшие аукционные дома опубликовали данные об участии в торгах клиентов из России. Дилеры прогнозируют дальнейший рост русских инвестиций в рынок классического искусства Запада.

Интересы русских покупателей сегодня не ограничиваются отечественным искусством, и это хорошо понимают крупнейшие аукционные дома, которые включают в свои московские предаукционные выставки работы старых мастеров. В мае нынешнего года Sotheby’s представил в Москве 11 таких полотен — в результате на июльских лондонских торгах пять из них были приобретены русскими покупателями (а в борьбе еще за два лота им пришлось уступить). По данным Sotheby’s, почти треть лотов июльских вечерних торгов в Лондоне (общая выручка составила £35 млн) досталась клиентам из России или стран СНГ, потратившим на эти приобретения £15,8 млн. В частности, 3 июля на торгах Sotheby’s полотно Эль Греко Молитва Св. Доминика было продано покупателю по телефону за £9,2 млн, как и вторая работа Эль Греко, Распятие (£3,4 млн).

По словам Эндрю Флетчера, главы департамента продаж старых мастеров Sotheby’s, если еще десять лет назад покупатели из России практически не принимали участия в таких торгах, то в 2011–2012 годах специалисты аукционного дома отметили увеличение на 25% количества лотов, купленных русскими клиентами, и прогнозируют сохранение тенденции в следующем сезоне. По его мнению, это свидетельствует о возрождении русской традиции коллекционирования классического искусства, расцвет которой пришелся на конец XVIII — начало XIX века, и о том, что эта мода выходит на качественно более высокий уровень. В разделе старых мастеров русские клиенты себя не ограничивают, их интересуют решительно все направления: религиозные сюжеты, пейзажи, натюрморты. Они в принципе диверсифицировали свои вкусы и теперь, по данным Sotheby’s, покупают в 40 различных категориях продаж.

Русский клиент аукционного дома Christie’s купил на январских торгах в Нью-Йорке Вышивальщицу Жан-Батиста Шардена ($4 млн), которую представляли в Москве на закрытом показе. Богоматерь с младенцем Христом и Cв. Иоанном Крестителем Сандро Боттичелли, выставлявшаяся в конце прошлого года на стенде Christie’s на Международном салоне изящных искусств, также ушла к русскому покупателю за $10,4 млн.

Алексей Ашот, специалист отдела старых мастеров и британской живописи аукционного дома Christie’s, отмечает, что уже с середины 1990-х годов, когда русские покупатели начали участвовать в торгах, в иерархии их интересов после безусловного лидера — русского искусства — старые мастера занимали устойчивое второе место. В январе 2013 года на торгах старых мастеров, которые Christie’s проводил в Нью-Йорке, именно они обеспечили 60% всей выручки аукциона (такой результат был достигнут не за счет количества русских покупателей, а за счет приобретения ими самых дорогих лотов).

По наблюдениям Алексея Ашота, в начале 2000-х годов в разделе старых мастеров русские покупатели по преимуществу интересовались севером Европы — фламандской и ранней немецкой живописью — и практически игнорировали работы французских и итальянских мастеров XVII–XVIII веков, которые во времена Екатерины II легли в основу классических русских коллекций. Постепенно эта ситуация меняется — вполне вероятно, что русские клиенты аукционных домов освоят и франко-итальянский сегмент рынка старых мастеров. Сегодня, спустя 20 лет после возвращения на международный антикварный рынок, русские коллекционеры демонстрируют свои исключительные финансовые возможности (топ-лоты раздела старых мастеров в разы превосходят по стоимости топ-лоты русских торгов), искреннюю любовь к искусству и здоровый инвестиционный консерватизм (рынок старых мастеров почти не подвержен спекулятивным колебаниям, в отличие от рынка современного искусства).

Просмотры: 2137
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
В ГМИИ им. Пушкина покажут коллекцию Фонда Louis Vuitton
65 произведений послевоенного и современного искусства 20 художников из разных стран займут все три этажа Волхонки, 14 и в известной мере изменят привычные интерьеры.
10 июня 2019
3
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
4
Мы Иван Голунов
Мы присоединяемся к кампании солидарности с арестованным журналистом Иваном Голуновым и публикуем его материал о реставрации фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ.
10 июня 2019
5
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
6
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
7
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
8
Александр Вихров: «Жизнь Наполеона много ярче приключенческого романа»
Наполеоника — популярная тема у коллекционеров во всем мире. Обладатель обширного собрания произведений искусства и мемориальных вещей, связанных с Наполеоном Бонапартом, Александр Вихров рассказал о своем восприятии этой исторической личности.
10 июня 2019
9
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
10
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru