The Art Newspaper Russia
Поиск

Новые русские покупатели полюбили старых европейских мастеров

Christie's Images

Christie's Images

Крупнейшие аукционные дома опубликовали данные об участии в торгах клиентов из России. Дилеры прогнозируют дальнейший рост русских инвестиций в рынок классического искусства Запада.

Интересы русских покупателей сегодня не ограничиваются отечественным искусством, и это хорошо понимают крупнейшие аукционные дома, которые включают в свои московские предаукционные выставки работы старых мастеров. В мае нынешнего года Sotheby’s представил в Москве 11 таких полотен — в результате на июльских лондонских торгах пять из них были приобретены русскими покупателями (а в борьбе еще за два лота им пришлось уступить). По данным Sotheby’s, почти треть лотов июльских вечерних торгов в Лондоне (общая выручка составила £35 млн) досталась клиентам из России или стран СНГ, потратившим на эти приобретения £15,8 млн. В частности, 3 июля на торгах Sotheby’s полотно Эль Греко Молитва Св. Доминика было продано покупателю по телефону за £9,2 млн, как и вторая работа Эль Греко, Распятие (£3,4 млн).

По словам Эндрю Флетчера, главы департамента продаж старых мастеров Sotheby’s, если еще десять лет назад покупатели из России практически не принимали участия в таких торгах, то в 2011–2012 годах специалисты аукционного дома отметили увеличение на 25% количества лотов, купленных русскими клиентами, и прогнозируют сохранение тенденции в следующем сезоне. По его мнению, это свидетельствует о возрождении русской традиции коллекционирования классического искусства, расцвет которой пришелся на конец XVIII — начало XIX века, и о том, что эта мода выходит на качественно более высокий уровень. В разделе старых мастеров русские клиенты себя не ограничивают, их интересуют решительно все направления: религиозные сюжеты, пейзажи, натюрморты. Они в принципе диверсифицировали свои вкусы и теперь, по данным Sotheby’s, покупают в 40 различных категориях продаж.

Русский клиент аукционного дома Christie’s купил на январских торгах в Нью-Йорке Вышивальщицу Жан-Батиста Шардена ($4 млн), которую представляли в Москве на закрытом показе. Богоматерь с младенцем Христом и Cв. Иоанном Крестителем Сандро Боттичелли, выставлявшаяся в конце прошлого года на стенде Christie’s на Международном салоне изящных искусств, также ушла к русскому покупателю за $10,4 млн.

Алексей Ашот, специалист отдела старых мастеров и британской живописи аукционного дома Christie’s, отмечает, что уже с середины 1990-х годов, когда русские покупатели начали участвовать в торгах, в иерархии их интересов после безусловного лидера — русского искусства — старые мастера занимали устойчивое второе место. В январе 2013 года на торгах старых мастеров, которые Christie’s проводил в Нью-Йорке, именно они обеспечили 60% всей выручки аукциона (такой результат был достигнут не за счет количества русских покупателей, а за счет приобретения ими самых дорогих лотов).

По наблюдениям Алексея Ашота, в начале 2000-х годов в разделе старых мастеров русские покупатели по преимуществу интересовались севером Европы — фламандской и ранней немецкой живописью — и практически игнорировали работы французских и итальянских мастеров XVII–XVIII веков, которые во времена Екатерины II легли в основу классических русских коллекций. Постепенно эта ситуация меняется — вполне вероятно, что русские клиенты аукционных домов освоят и франко-итальянский сегмент рынка старых мастеров. Сегодня, спустя 20 лет после возвращения на международный антикварный рынок, русские коллекционеры демонстрируют свои исключительные финансовые возможности (топ-лоты раздела старых мастеров в разы превосходят по стоимости топ-лоты русских торгов), искреннюю любовь к искусству и здоровый инвестиционный консерватизм (рынок старых мастеров почти не подвержен спекулятивным колебаниям, в отличие от рынка современного искусства).

Просмотры: 1491
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
8
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru