18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий

Представляем самые интересные проекты 2026 года в российских музеях из тех, о которых уже известно

«Под маской»

Музей русского импрессионизма

Свое десятилетие музей будет праздновать несколькими красочными проектами, из которых отметим первый, любопытный, в частности, тем, что кураторы нехарактерно для этого музея забрались глубоко в историю, аж до времен Николая I. Выставка расскажет о феномене карнавалов и маскарадов XIX–XX столетий. Ими баловались и в свете, и в студенческих квартирках, а писало картины на эту яркую тему множество важнейших живописцев. Мы увидим не только эскизы маскарадных костюмов и портреты в образах, но и жанровые сценки, а также проекты оформления костюмированных вечеров и праздников. В общем, хоровод выйдет еще тот — от классицизма и романтизма до Серебряного века и авангарда.

12 февраля — 24 мая 2026 года

Борис Тимин. «Карнавал в парке культуры и отдыха».  Фото: Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского
Борис Тимин. «Карнавал в парке культуры и отдыха».
Фото: Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского
«Король шутов и дураков»

Центр Вознесенского

Поразив зрителей вдумчивыми проектами о двух сторонах оттепели, темной и светлой, Центр Вознесенского внезапно перескочил на совсем другую тему. Нас ждет занимательная выставка о плуте Тиле Уленшпигеле и о том, как сложилась его жизнь (кураторы Сергей Хачатуров, Дмитрий Хворостов). Шут становится героем выставки не как литературный персонаж или фольклорный герой, а как оптический инструмент — зеркало, в котором отражается изнанка европейской культуры от античных сатурналий до нашего времени. Выставка расскажет о шутовстве с помощью произведений Питера Брейгеля Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Альбрехта Дюрера, Якоба Йорданса, а также работ советских художников Леонида Зусмана, Евгения Кибрика, Алексея Кравченко и многих других, которые поведают нам об образах экзистенциального одиночества 1970-х и карнавального радикализма позднего СССР.

12 февраля — конец мая 2026 года

Ганс Зебальд Бехам. «Шут и две купальщицы». 1541.  Фото: Metropolitan Museum of Art
Ганс Зебальд Бехам. «Шут и две купальщицы». 1541.
Фото: Metropolitan Museum of Art
«Человек играющий»

Еврейский музей и центр толерантности

Та же тема ухода взрослых в некое игровое состояние прослеживается в новом проекте Еврейского музея и центра толерантности. Исследуя разные игровые ситуации — от настольных игр до маскарада, выставка разбирается, как игровые практики помогают человеку справляться с жизнью. Например, почему сегодня все вдруг снова полюбили шахматы, а во время пандемии ковида играли в переодевания в картины? Из главных российских музеев и частных коллекций приедут работы Ивана Билибина, Михаила Врубеля, Алины Глазун, Франсиско Гойи, Александра Дейнеки, Пауля Клее, Константина Коровина, Казимира Малевича, Павла Пепперштейна, Виктора Пивоварова, Александра Повзнера, Оскара Рабина и многих других художников.

С 25 февраля 2026 года

Иван Билибин. «Золотой петушок». Эскиз декорации «Палаты Дадона».  Фото: Всероссийский музей А.С.Пушкина
Иван Билибин. «Золотой петушок». Эскиз декорации «Палаты Дадона».
Фото: Всероссийский музей А.С.Пушкина
«Век Вертова»

Центр «Зотов»

Очередным героем Центра «Зотов» — храма, в котором служат конструктивизму как божеству, — стал великий послереволюционный кинорежиссер Дзига Вертов. Режиссер, почти каждый кадр которого мог бы стать шедевром авангардной фотографии, будет воспет в столь масштабном монографическом проекте впервые. Помимо собственно кинематографа, выставка включит широкую панораму окружавших его событий и связанных с ним людей. Архитектурой выставки занимается бюро Planet 9, так что лабиринт смыслов должен выйти захватывающий.

26 февраля — 26 июля 2026 года

Дзига Вертов.  Фото: Музей ЦСДФ
Дзига Вертов.
Фото: Музей ЦСДФ
«Женщина спасет мир» (рабочее название)

Государственный Русский музей

Порвав все рекорды посещаемости проектом про Карла Брюллова, Русский музей снова решил занять выставкой залы самого Михайловского дворца. На этот раз ее темой стал образ женщины в русском искусстве — от петровского времени до авангарда и соцреализма. Пять сотен произведений наших главных художников позволят, обещают кураторы, увидеть, как через века менялись представления о красоте, материнстве, силе и духовной глубине. В общем, концепция примерно та же, что и у предыдущего блокбастера ГРМ на тему собак: покажем «все» на заданную тему.

Март — сентябрь 2026 года

Алексей Венецианов. «Жница». Середина 1820-х.  Фото: Государственный Русский музей
Алексей Венецианов. «Жница». Середина 1820-х.
Фото: Государственный Русский музей
«Потомки Чингисхана. Русь и мир»

Музеи Московского Кремля

Вторым главным лейтмотивом выставок нового года, помимо игры и прочего жуирства, станет Восток, а конкретно — Поднебесная. Элегантную трактовку этой темы предложили Музеи Кремля. Как известно, монголы завоевали и нас, и Китай, и со временем они были ассимилированы. Выставка покажет, как Русь поглотила потомков Чингисхана, как Чингисиды поступали на службу к русским князьям и вступали с ними в браки. То есть это выставка о том, какой положительный, продуктивный след эти монголы оставили в нашей истории! В экспозиции собраны практически все известные памятники, достоверно связанные с потомками Чингисхана при русском дворе, — более 150 предметов.

20 марта 2026 года — 19 июля 2027 года

Фляга (сулея). Подарена касимовским царевичем Сеид-Бурханом царю Алексею Михайловичу в 1653 году. Турция, первая половина XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Фляга (сулея). Подарена касимовским царевичем Сеид-Бурханом царю Алексею Михайловичу в 1653 году. Турция, первая половина XVII в.
Фото: Музеи Московского Кремля
«Передвижники 2.0»

Музей изобразительных искусств

Проект Новгородского музея-заповедника в Великом Новгороде стал своего рода продолжением экспозиции, не так давно прогремевшей в Третьяковской галерее. Он посвящен позднему этапу развития Товарищества передвижных выставок — молодому поколению, которое обычно остается малоизученным. Это художники, которые пришли в передвижники на рубеже XIX–XX веков, чтобы потом, в некоторых случаях, покинуть общество: Константин Горбатов, Николай Касаткин, Алексей Корин, Константин Коровин, Сергей Малютин, Валентин Серов и многие другие. Отдельные же имена вообще оказались вычеркнутыми из истории искусства, и проект призван вернуть зрителю этот позабытый пласт.

Май — июль 2026 года

Василий Сварог. «Город-тройка».  Фото: Новгородский музей-заповедник
Василий Сварог. «Город-тройка».
Фото: Новгородский музей-заповедник
Ретроспектива Эрика Булатова

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Великого художника, скончавшегося в 2025 году в 92-летнем возрасте, планируют почтить крупной монографической выставкой. Пока не ясно, в каком именно пространстве Музейно-выставочный центр «РОСИЗО» ее проведет и точные сроки. Однако концепция впечатляет: покажут не только его концептуалистские работы, но и детские иллюстрации, а также прочие произведения, чтобы осознать всю степень присутствия Булатова в жизни сразу нескольких поколений.

Весна 2026 года

Эрик Булатов. «Джоконда».  Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Эрик Булатов. «Джоконда».
Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
«Любовь земная и любовь небесная. Константин и Владимир Маковские»

Музей Фаберже

Проект, посвященный обоим братьям Маковским — светским и жанровым живописцам, в 2024 году очень успешно показали в Серпуховском историко-художественном музее. Сейчас же петербургский Музей Фаберже предложил новое воплощение той же темы, присоединив к массиву из государственных собраний множество картин из частных коллекций, начиная со своей собственной. Это наверняка порадует любителей той гладкой глянцевой живописи, мастерами которой были Маковские.

Лето 2026 года

Константин Маковский. «Суд Париса». 1889.  Фото: Музея Фаберже/Культурно-исторический Фонд «Связь времен»
Константин Маковский. «Суд Париса». 1889.
Фото: Музея Фаберже/Культурно-исторический Фонд «Связь времен»
«Архитектор Федор Шехтель»

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Продолжая «гнуть свою линию», МУАР показывает нам панораму портретов великих русских архитекторов. На сей раз анфиладу главного здания отдадут звезде нашего модерна — Федору Шехтелю, благодаря которому Москва иногда кажется такой сказочной (а иностранные послы живут в купеческой роскоши). Однако этот проект не просто биографическая выставка, а посвящение зодчему. Кураторы раскроют творческие принципы и методы архитектора и погрузят зрителя в фантастические миры Шехтеля, а также помогут представить его внутренний мир благодаря предметам, предоставленным потомками.

18 июня — 4 октября 2026 года

Федор Шехтель за столом в кабинете собственного особняка в Ермолаевском переулке в Москве. 1910-е.  Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Федор Шехтель за столом в кабинете собственного особняка в Ермолаевском переулке в Москве. 1910-е.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
«Китай. Три императора»

Государственный Эрмитаж

В рамках текущей дружбы народов главные российские музеи постоянно отправляют в Китай выставки нашего искусства, а мы получаем ответные проекты. В начале 2025 года в Кремле гастролировала выставка про китайскую трапезу, теперь в Петербург отправят экспозицию про китайских лидеров. Причем это экспонаты — из самого Дворца-музея в Пекине! Выставка посвящена культуре XVII–XVIII веков, эпохи расцвета империи Цин, последней в истории императорского Китая. А ее героями станут три монарха 1662–1795 годов: Канси, Юнчжэн и Цяньлун. Выставка раскроет несколько тем: величие цинского двора; императоры-ученые; шедевры изобразительного искусства и ремесел. Особое место в экспозиции займут разделы, связанные с контактами между империей Цин и европейскими странами.

Июнь — сентябрь 2026 года

Портрет императора Юнчжэна. Период династии Цин.  Фото: Beijing Palace Museum
Портрет императора Юнчжэна. Период династии Цин.
Фото: Beijing Palace Museum
«Петр Кончаловский»

Московский музей современного искусства

Не успела в Третьяковской галерее закрыться экспозиция, посвященная Илье Машкову, как ММОМА начал готовить проект, посвященный его «бро» — «бубновалетовцу» Петру Кончаловскому. Почему этот музей? Дело в том, что мастерская художника на Садовом кольце (в булгаковском доме с «нехорошей квартирой») входит в состав этого музейного объединения и с 2018 года находится на реконструкции. Монографический проект, который откроется в залах особняка на Петровке, — это не только показ почти всего доступного в России Кончаловского, но и анонс будущего открытия его музея-мастерской. Кстати, Петра Кончаловского с апреля покажут и в Государственном Русском музее, где готовят крупную ретроспективу к 150-летию художника.

Июль — осень 2026 года

Петр Кончаловский. «Сирень в корзине».  Фото: Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Петр Кончаловский. «Сирень в корзине».
Фото: Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
«Терракотовая армия первого императора Китая»

Государственный исторический музей

Итак, еще один проект о Китае, мимо которого пройти нельзя совершенно точно. Вообще, глиняных воинов из знаменитой погребальной армии императора Цинь Шихуанди в Москву, причем в тот же Исторический музей, уже привозили — ровно 20 лет назад, в 2006 году. Но кто ж это помнит? Да и поколение детей уже новое народилось. Всем захочется полюбоваться самой потрясающей археологической находкой 1974 года. Тогда было найдено более 2 тыс. фигур. К нам привезут, разумеется, не все: на гастроли китайские солдаты ездят порциями в несколько десятков человек, а иногда и с лошадками — это особенно ценно.

Октябрь 2026 года — февраль 2027 года

Фигуры глиняных воинов из погребальной армии Цинь Шихуанди.   Фото: Государственный исторический музей
Фигуры глиняных воинов из погребальной армии Цинь Шихуанди.
Фото: Государственный исторический музей
«Маркиза де Помпадур. Триумф рококо»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Заголовок у хорошей выставки должен быть «кликбейтным», а что — если говорить о классическом музее — может быть заманчивее королевской фаворитки, эталона вкуса, меценатки и просто красивой женщины? Маркиза, чья фамилия стала нарицательной для прически с начесом и стиля интерьера, предстанет в стенах московского музея с помощью произведений искусства, причем многие из них оказались в России из ее собственной коллекции. Заодно кураторы обрисуют нам полную картину стиля рококо — самого сладкого из больших стилей прошлых столетий.

Ноябрь 2026 года — март 2027 года

Шарль-Андре Ван Лоо. «Аллегория комедии». 1752.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Шарль-Андре Ван Лоо. «Аллегория комедии». 1752.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Миф об Александре»

Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В череде выставок особенно интересен совместный проект Владимиро-Суздальского музея-заповедника с Государственным музеем Востока. Он будет посвящен образу Александра Македонского (причем не эллинистическому царю, а герою средневековых, в том числе арабских, легенд) и его уникальной связи с Древней Русью и Востоком через призму изобразительных традиций. Особое внимание уделено русским памятникам: например, рельефам Дмитровского собора во Владимире, изразцам, керамике и лубочным изображениям, где фигура Александра предстает в эпическом и героическом свете. На выставке также покажут персидские и арабские произведения искусства, в которых Александр представлен как объединитель Запада и Востока, пророк, философ и полководец.

Ноябрь 2026 года — март 2027 года

Манускрипт «Книга Александра».  Фото: Государственный музей Востока
Манускрипт «Книга Александра».
Фото: Государственный музей Востока
«В поисках русского стиля»

Государственная Третьяковская галерея

Шотландские килты, как известно, придуманы в эпоху романтизма с патриотическими целями создания национального стиля. А что из былинного русского стиля, кажущегося нам исконным и вековечным, как сама земля, придумано отечественными художниками эпохи историзма и модерна? Большая выставка, которая развернется в Кадашах, с помощью живописи и графики покажет, как шли поиски национального в нашем искусстве, как формировалась визуальная идентичность. Костюмы, возможно, тоже покажут — будем надеяться.

Декабрь 2026 года — май 2027 года

Сергей Иванов. «Семья». 1907.   Фото: Государственная Третьяковская галерея
Сергей Иванов. «Семья». 1907.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+