18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Шагал: фокусировка на родине

Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№137, декабрь-январь 2025
№137
Материал из газеты

В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год

Пушкинский музей, слава богу, возвращается к таким выставкам, ради которых ломают билетный сайт и отстаивают гигантские очереди. В качестве героя был выбран Марк Шагал, а созданием проекта занимаются, в отличие от прежней практики ГМИИ им. А.С.Пушкина, приглашенные звезды — известный специалист по периоду, куратор из Государственного Русского музея Евгения Петрова и архитектурное бюро Planet9.

Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка, собранная в короткие сроки, сосредотачивается на том периоде творчества Шагала, который максимально доступен для российского музея в текущих политических условиях, а именно на времени, когда художник жил в России: конец 1900-х — 1922 год. Впрочем, дело не только в ограниченности выбора. Как рассказала нашему изданию Евгения Петрова, сфокусировавшись именно на этой стадии, есть возможность сделать проект, отличающийся от предыдущих крупных монографических выставок о Шагале, прошедших в 2005 году в Третьяковке и Русском музее. Тогда в Россию впервые были привезены иностранные работы Шагала, что вызвало к ним острый интерес и оставило плодотворное русское десятилетие в некоторой тени. Теперь же его можно показать выпукло. «В работах Шагала русского периода есть своя большая особенность, что определило своеобразие этой выставки, — рассказывает Петрова. — Они резко отличаются от того, что он писал в Париже».

Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Более того, книга Марка Шагала «Моя жизнь», по словам куратора, написана им именно с целью объяснить оставшейся в России публике свои произведения, непонятые ею, в то время как за рубежом он уже был знаменит. «Шагал был очень огорчен, обижен, он хотел, чтобы его современники, зрители и критики, поняли его творчество так, как он это хотел. Поэтому он написал книгу, — говорит Евгения Петрова. — Она писалась примерно с 1914 по 1922 год. И это практически комментарии к работам русского периода. Он упорно боролся за то, чтобы ее издать, однако на русском она была напечатана только в 1980-е годы в переводе с французского». Тексты из книги, использованные при подготовке выставки, сделали ее более приближенной к современной публике, предоставив возможность, как считает куратор, «и нынешним нашим зрителям глазами Шагала посмотреть на его произведения».

Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

На выставке представлены практически все доступные произведения Шагала данного периода: картины из Третьяковки и Русского музея, одна из Национальной картинной галереи Армении (это единственный иностранный участник; белорусские экспонаты относятся к другому периоду, и их везти не стали), а также работы из частных коллекций. В самом ГМИИ им. А.С.Пушкина Шагала очень мало, есть лишь графика.

Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

«Обращение Пушкинского музея к Шагалу весьма логично в русле его исследования, — объясняет куратор. — Вспомним выставку 1987 года». Тогда под руководством вдовы художника Валентины Бродской музей организовал выставку, приуроченную к 100-летию со дня рождения Шагала. Это было знаковое событие, ознаменовавшее его возвращение на родину после десятилетий забвения. А идея полномасштабной выставки в Пушкинском впервые была высказана еще в 1973 году, когда художник посетил музей.

Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Центром экспозиции в Белом зале стала реконструкция зрительного зала Еврейского камерного театра, для которого художник в 1920 году расписал девять панно. Впервые широко представлен цикл рисунков, посвященных Первой мировой войне, — свидетельство того, как чутко художник реагировал на суровую реальность, окружившую его «сказочный» Витебск. Кроме того, посетители увидят иллюстрации Шагала к сказкам Дер Нистера и саму книгу, опубликованную лишь однажды, в 1917 году, на идише.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Марк Шагал. Радость земного притяжения»
До 15 марта

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+