18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Дворец «Монплезир» снова будет доставлять удовольствие

Дворец украшен голландскими изразцами, резьбой по дереву, лаковыми панно, лепкой, живописными плафонами.  Фото: ГМЗ «Петергоф»
Дворец украшен голландскими изразцами, резьбой по дереву, лаковыми панно, лепкой, живописными плафонами.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Это здание в Петергофе строилось по рисункам Петра I и пользовалось у императора особой любовью. Увы, интерьеры дворца сильно пострадали во время войны, и сейчас реставраторы возвращают им максимально возможную первозданность

Один из самых любимых дворцов Пет­ра I, «Монплезир» (фр. mon plaisir — «мое удовольствие») появился в Петергофе более 300 лет назад. Здание сохранилось в годы Великой Отечественной вой­ны, хотя его интерьеры серьезно пострадали. Сейчас «Монплезир» переживает первую в своей истории полномасштабную комплексную научную реставрацию.

Реставрация интерьеров дворца началась в декабре 2023 года и по планам должна завершиться к 2028-му. Работы выполняет ООО «Петербургская реставрационная компания», заказчиком выступает Государственный музей-заповедник «Петергоф». «Основной особенностью этой реставрации является сезонность работ, — рассказала нашему изданию Юлия Рожкова, начальник службы реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф». — Здание не отапливается, и все работы по живописи, лепке, золоченой отделке мы проводим только с мая по октябрь».

Интерьеры дворца сильно пострадали во время войны, и сейчас реставраторы возвращают им максимально возможную первозданность.  Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры дворца сильно пострадали во время войны, и сейчас реставраторы возвращают им максимально возможную первозданность.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

«Монплезир» строили по рисункам Пет­ра I с 1714 по 1723 год в Нижнем парке Петергофа, на южном берегу Финского залива. Архитекторы Андреас Шлютер, Иоганн Браунштейн, Жан-Батист Леблон, Никола Микетти создали дворец, убранство которого стало настоящим памятником декоративно-прикладного искусства той эпохи. Он был украшен голландскими изразцами, резьбой по дереву, лаковыми панно, лепкой, живописными плафонами. Полы в галереях и парадном зале были выложены черным и белым мрамором в шахматном порядке. Здесь ничего не меняли со времен Петра, хотя на протяжении XVIII–XIX веков дворец неоднократно ремонтировали, а живопись поновляли, что было связано с пагубным влиянием сырого климата и тем, что здание не отапливалось.

Во время войны почти вся отделка интерьеров была уничтожена пожаром. Восстановление велось с 1947 по 1960 год, реставрация расписных плафонов — с 1958 по 1961 год; в конце 1970-х живопись законсервировали.

Первый этап работ в интерьерах дворца включает в себя реставрацию живописи в галереях и центральном парадном зале, работу с лепниной и дубовой облицовкой стен. «По живописи выполнены работы по укреплению красочного слоя, грунта, штукатурного основания, выполнен большой объем по инъектированию укрепляющих составов в трещины стен, — говорит Михаил Ботаковский, директор ООО «Петербургская реставрационная компания». — Аналогичные работы выполнены по позолоте — укрепление позолоты, грунта, основания».

Особое внимание специалисты уделили обнаруженным во дворце «Монплезир» фрагментам росписи XVIII века. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Особое внимание специалисты уделили обнаруженным во дворце «Монплезир» фрагментам росписи XVIII века.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

В ходе реставрации обнаружили четыре фрагмента росписи XVIII века. Исследования показали, что это авторский слой, который был перекрыт более поздними поновлениями. Известно, что роспись плафонов в парадном зале выполняли мастера московской Оружейной палаты по рисункам Филиппа Пильмана, французского живописца и художника-декоратора, некоторое время работавшего при дворе Пет­ра I. Состояние сохранности этого слоя — около 90%, поэтому специалисты приняли решение музеефицировать все четыре фрагмента.

С началом холодного сезона реставрационные работы во дворце «Монплезир» приостанавливаются до весны следующего года.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+