18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Экспертные организации занялись современностью

Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина открыл новое направление, связанное с исследованием и экспертизой произведений советских художников-нонконформистов. Фото: Николай Казеев
Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина открыл новое направление, связанное с исследованием и экспертизой произведений советских художников-нонконформистов.
Фото: Николай Казеев
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

Современное искусство становится предметом научной экспертизы, которая, казалось бы, должна быть сосредоточена на произведениях прошлых эпох. Рассказываем сразу о трех организациях в Москве

Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина открыл новое направление, связанное с исследованием и экспертизой произведений советских художников-нонконформистов. «К концу первой четверти XXI столетия творчество представителей советского андерграунда окончательно утратило статус современного искусства и перешло в категорию классики. Уверенный рост цен на работы нонконформистов способствовал возникновению большого количества подделок. Постепенный и неизбежный уход из жизни авторов и их современников привел к тому, что традиционный способ атрибуции подобных произведений на основе обращения к самому художнику, первому владельцу или же к очевидцу события стал практически невозможен», — говорят в центре. Здесь уже наработана большая эталонная база (макросъемка, фотофиксация в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, рентгенологические снимки), которая основана на образцах из крупнейших музеев и частных коллекций. Также центр планирует привлекать к работе известных искусствоведов и коллекционеров.

Другое видение у российской компании ArtCollecting, которая запускает комплекс услуг по привлечению наследников художников к экспертизе произведений. «Традиционные методы технико-технологической экспертизы, включая макросъемку, рентгенографию и исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном спектрах, остаются важной частью процесса. Однако они более не являются достаточными без привлечения архивных данных и свидетельств современников», — сообщают они. Компания планирует работать с семейными архивами и поручать ИИ обрабатывать массивы данных (кадры из документальных фильмов, репортажи с выставок, частные фотоальбомы), чтобы обнаружить упоминания работ и установить их историю.

Одновременно в Москве начал работу Институт экспертизы современного искусства (ИЭСИ) — институция, занимающаяся подтверждением подлинности работ современных художников. Ее основали художник и коллекционер Паруйр Давтян и искусствовед и куратор Андрей Мизиано. Своей главной задачей институт объявляет формирование прозрачной и достоверной системы сертификации российских и советских произведений, созданных с 1960-х годов по сегодняшний день такими художниками, определившими лицо отечественного современного искусства, как Никита Алексеев, Юрий Злотников, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Дмитрий Плавинский, Юло Соостер, Иван Чуйков и многие другие. В работе ИЭСИ опирается на архивы Института современного искусства Иосифа Бакштейна и музея МАНИ и планирует приглашать экспертов, среди которых упомянуты Ирина Горлова,

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+