18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр

Тиара императрицы Евгении.  Фото: Musée du Louvre
Тиара императрицы Евгении.
Фото: Musée du Louvre

Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей

Восемь исторических украшений, принадлежавших женам французских монархов, были украдены из Галереи Аполлона, расположенной на втором этаже крыла Денон в Лувре, утром в воскресенье 19 октября всего за семь минут. Четверо преступников в масках подогнали к окнам галереи автовышку — машину с подъемным краном — и огородили ее дорожными сигнальными конусами. Воры были одеты в желтые строительные жилеты. На люльке автокрана двое из них поднялись к нужному окну, разбили его и проникли в залы, где выставлены старинные украшения. Они разбили две витрины и достали из них экспонаты, после чего скрылись. Прежде чем покинуть здание, они попытались поджечь свой подъемник, но, к счастью, благодаря усилиям одного из сотрудников музея огонь не перекинулся на здание Лувра. В настоящий момент автовышка эвакуирована полицией для последующей экспертизы.

В воскресенье утром в Лувре были похищены ювелирные украшения из коллекции Наполеона. Для проникновения в музей преступники использовали автовышку. Фото: Александр Васильев/ТАСС
В воскресенье утром в Лувре были похищены ювелирные украшения из коллекции Наполеона. Для проникновения в музей преступники использовали автовышку.
Фото: Александр Васильев/ТАСС

С места преступления воры уехали на двух скутерах, бросив или уронив по пути поврежденную корону императрицы Евгении с 1,3 тыс. бриллиантов и неназванный властями предмет.

Из Лувра после этого было эвакуировано около 2 тыс. посетителей, в настоящий момент закрытый сразу после инцидента музей все еще не принимает посетителей.

По состоянию на утро 20 октября стало известно, что полиция нашла брошенные инструменты преступников: две шлифовальные машины, использовавшиеся для вскрытия стекол, паяльную лампу, бензин, перчатки, рацию, а также один из желтых жилетов, — сообщает телеканал TF1-LCI.

Полиция работает на месте ограбления в Лувре.  Фото: Thibault Camus/AP/ТАСС
Полиция работает на месте ограбления в Лувре.
Фото: Thibault Camus/AP/ТАСС

Это первая за более чем четверть века кража из самого посещаемого музея мира, а до этого подобного рода инцидентов музей не знал с 1911 года. Тогда был украден если не главный, то уж точно самый известный экспонат — «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Список потерь

Украденные драгоценности имеют не только материальную ценность; они также занимают особое место в истории Франции.

Музей опубликовал список похищенных предметов. В их число входят украшения супруги Наполеона III императрицы Евгении: бриллиантовая с жемчугом тиара, бриллиантовый бант — украшение для пояса, бриллиантовая брошь-реликварий 1855 года.

Бриллиантовый бант императрицы Евгении. Фото: Musée du Louvre
Бриллиантовый бант императрицы Евгении.
Фото: Musée du Louvre

Более ранним периодом — первой половиной XIX века — датируется сапфировый гарнитур, который носили, в частности, мать упомянутого императора нидерландская королева Гортензия Богарне, а также королева Мария-Амелия, жена Луи-Филиппа I. Комплект включает тиару, ожерелье и серьги. Как уточняется в пресс-релизе Министерства культуры Франции, при ограблении была украдена только одна серьга из пары.

Бриллиантовая брошь-реликварий 1855 года. Фото: Musée du Louvre
Бриллиантовая брошь-реликварий 1855 года.
Фото: Musée du Louvre

С именем Наполеона I связан еще один украденный экспонат — это часть изумрудного гарнитура, подаренного им второй жене императрице Марии-Луизе в 1810 году. Лувр приобрел ожерелье только в 2004 году в рамках проводимой во Франции государственной политики по воссозданию «сокровищ короны» страны. Также похищены изумрудные серьги из комплекта к ожерелью.

Сапфировый гарнитур: тиара, ожерелье и серьги. Фото: Musée du Louvre
Сапфировый гарнитур: тиара, ожерелье и серьги.
Фото: Musée du Louvre

«Эти драгоценности не подлежат продаже», — заявил президент аукционного дома Друо после ограбления Лувра, с ним согласны и другие эксперты. Руководитель организации, специализирующейся на поиске украденных произведений искусства, сказал BBC, что, если воры не будут пойманы в течение ближайших 24–48 часов, украденные драгоценности, скорее всего, «исчезнут». «Сейчас идет настоящая гонка», — заявил Крис Маринелло, генеральный директор Art Recovery International.

Ожерелье из подарочного набора на изумрудную свадьбу Наполеона I.  Фото: Musée du Louvre
Ожерелье из подарочного набора на изумрудную свадьбу Наполеона I.
Фото: Musée du Louvre

Как всегда в подобных случаях, возникли теории о краже предметов «на заказ» для тайных коллекционеров, так как воры не тронули более знаменитые украшения и бриллианты в соседних витринах. Другая распространенная версия — ограбление с последующей разборкой предметов и продажей камней как сырья. Такими же были теории при двух самых важных музейных ограблениях последних лет — похищении бриллиантовых украшений из «Зеленых сводов» в Дрездене в 2019 году и золотых дакских (румынских) украшений из нидерландского музея в январе этого года. В первом случае после задержания преступников в 2022 году большая часть похищенного была возвращена, причем, к удивлению экспертов, в неразобранном виде, хотя воровали их именно «на лом». Что касается румынского шлема, его судьба остается неизвестной, хотя, по сообщению источника, некий румынский криминальный авторитет хотел обменять его на смягчение приговора.

Эпидемия краж

Ограбленная Галерея Аполлона — место экспонирования множества исторических драгоценностей. Она вновь открылась в 2020 году после масштабной реставрации, призванной лучше продемонстрировать эту бесценную коллекцию и обеспечить ее максимальную безопасность. По словам министра внутренних дел Лорана Нуньеса, ограбление длилось всего семь минут и было тщательно спланировано. «Это было крупное ограбление, группа, проведшая разведку, явно очень опытная и действовала очень быстро», — пояснил он.

Инцидент произошел на фоне растущих опасений по поводу безопасности в самом посещаемом музее Франции. В июне сотрудники Лувра объявили забастовку из-за переполненности и хронической нехватки персонала, а профсоюзы предупредили, что массовый туризм ставит под угрозу безопасность посетителей. Министр культуры Франции Рашида Дати заявила, что это ограбление — результат общей проблемы с безопасностью французских музеев. «Последние 40 лет мы не интересовались обеспечением безопасности крупных музеев. Два года назад президент Лувра обратился к начальнику полиции с просьбой провести аудит безопасности. Мы должны адаптировать музеи к новым формам преступности», — резюмирует она.

В последние месяцы Франция столкнулась с волной музейных краж. В сентябре из Парижского музея естественной истории воры украли золотые самородки на сумму $700 тыс., а ограбление Музея фарфора в Лиможе нанесло ущерб, оцениваемый в $7 млн.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+