18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В Ферапонтове открылся музей «отца русского неоэкспрессионизма» Виктора Казарина

Виктор Казарин.  Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Виктор Казарин.
Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

Вологодское село Ферапонтово знаменито не только фресками Дионисия, но и тем, что здесь жили многие современные художники. Дом одного из них, столичного живописца Виктора Казарина, недавно музеефицирован

В одном из самых живописных и исторически значимых уголков Русского Севера, старинном селе Ферапонтово на Вологодчине, появился музей основателя русского неоэкспрессионизма и постсупрематизма Виктора Казарина (1948–2021). Проект под эгидой Кирилло-Белозерского музея-заповедника — давняя мечта художника, воплотившаяся благодаря его вдове, Лидии Казариной, которая подарила музею ключевые произведения.

Экспозиция музея Виктора Казарина.  Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Экспозиция музея Виктора Казарина.
Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Однажды побывав в этих местах, чета Казариных продолжала приезжать в Ферапонтово каждое лето на протяжении 30 лет, что не могло не повлиять на творчество художника, все эти годы мечтавшего создать здесь культурный центр для местных жителей. Спустя четыре года после смерти мастера новый музей открыл свои двери для публики. Экспозиция включает реконструкцию мастерской Виктора Казарина и охватывает разные периоды его творчества: из ранних работ это «Яуза» и «Берегиня», из наиболее популярных — «Корабль в океане» и «Прорыв».

Для Казарина были характерны крупноформатные холсты с пастозными мазками и дриппингом, балансирующие между фигуративностью и абстракцией. Его экспрессивные, яркие картины, полные «жажды жизни», рождались через изнурительный 12–14-часовой труд вплоть до достижения эмоционального предела и выхода за грань рациональности. Художник творил в условиях малогабаритной мастерской на лежащем прямо на полу холсте — для него это была почти «шаманская практика».

В середине 1980-х Казарин много общался с Анатолием Зверевым и даже создал серию совместных работ, подписанных «КАЗ» (Казарин — Анатолий Зверев).

Экспозиция музея Виктора Казарина.  Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Экспозиция музея Виктора Казарина.
Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В конце 1980-х, благодаря эмигрантам, вывозившим за рубеж и продававшим там работы «пачками и рулонами», Виктор Казарин приобрел популярность на Западе, оставаясь абсолютно неизвестным и невостребованным на родине. Все изменилось, когда в 1991 году в московском Манеже открылась гигантская (более 600 холстов) персональная выставка.

Но лишь на открытии музея в Ферапонтове вдова художника рассказала, как это удалось: «Однажды группа военных при участии Общества Красного Креста и Красного Полумесяца в помощь солдатам, возвращавшимся из Афганистана, инвалидам, чтобы помочь в реабилитации, устроила выставку инвалидных колясок в Манеже. А мелкой строкой в заявке директору подписали: „…и в помощь молодому художнику Виктору Казарину“…

Чтобы сделать выставку, нам прислали взвод солдат, потому что 60 холстов имели величину 2 на 3 м. Их нужно было натянуть на подрамники, требовалась мужская сила».

Экспозиция музея Виктора Казарина.  Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Экспозиция музея Виктора Казарина.
Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Отношение официальной власти к творчеству Казарина емко выразил в своем дневнике помощник президента СССР Михаила Горбачева Анатолий Черняев (ошибочно назвав художника Казатиным): «Потом с Нелей в Манеже. Некто Казатин. 1000 картин на одно лицо — в основном портреты жены и петуха. Манера — как если бы идти и брызгать из ведра большой кистью на холст или бумагу. Не волнует. И непонятно… Но в 30 странах выставлялся и самый валютный наш художник».

Затем Виктор Казарин создал было творческую группу соратников и учеников «Молот», однако со временем все больше отстранялся от художественной жизни и уходил во внутреннюю эмиграцию, пребывая в Ферапонтове. Лишь после его смерти, в 2023 году, состоялась персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее. Теперь творческое наследие одного из выдающихся художников-нонконформистов нашло дом там, где он и завещал еще в 2017 году. 

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+