18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Любовь в 25-м кадре

Сцена из спектакля "4 дня в 25 кадре".  Фото: Денис Жулин
Сцена из спектакля "4 дня в 25 кадре".
Фото: Денис Жулин
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

«Мастерская Петра Фоменко» открывает новый сезон пьесой Оли Мухиной о губительной и спасительной силе любви и о ее необходимости в мире, который, кажется, окончательно сошел с ума

Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» представил первую и, пожалуй, самую интригующую премьеру сезона — спектакль «4 дня в 25 кадре». Режиссером выступил художественный руководитель театра Евгений Каменькович, взявшийся за новую пьесу драматурга Оли Мухиной, написанную специально для «Мастерской». Этот творческий союз имеет долгую и богатую историю, что делает премьеру не просто очередным событием, а важной вехой в отношениях театра и одного из самых самобытных авторов современности.

Когда Евгений Каменькович говорит, что Оля Мухина — «совершенно наш» драматург, он не лукавит. Нынешняя постановка стала уже четвертой пьесой Мухиной, которую режиссер воплощает на сцене.

Их совместная история началась почти 30 лет назад, в 1995 году, на семинаре в рамках Независимого фестиваля драматургии «Любимовка», где актеры «Мастерской» впервые познакомились с текстом «Таня-Таня». Уже через год Петр Фоменко поставил по нему пронзительно нежный одноименный спектакль, ставший легендой.

Следующие пьесы, «Ю» и «Летит», хоть и не были приняты в репертуар театра, Каменькович забирал к себе в ГИТИС, ставя их со своими студентами, среди которых были сейчас уже знаменитые Полина Агуреева, Илья Любимов и Галина Кашковская. Спустя годы круг замкнулся: семь лет назад Евгений Цыганов поставил в «Мастерской» пьесу «Олимпия», написанную Мухиной для труппы, а теперь, спустя почти десятилетие, сам худрук театра возвращается к ее драматургии.

Сцена из спектакля "4 дня в 25 кадре".  Фото: Денис Жулин
Сцена из спектакля "4 дня в 25 кадре".
Фото: Денис Жулин

Новая пьеса «4 дня в 25 кадре» вновь говорит о главном — о любви. О ее губительной и спасительной силе, о ее необходимости в мире, который, кажется, окончательно сошел с ума. Неслучайно местом действия становится элитная психиатрическая клиника — классическое прибежище для гениев, поэтов и влюбленных. Герои здесь рассуждают о вере, не в силах сами поверить, и говорят о любви, не умея любить. Они словно попали в тот самый мифический 25-й кадр, который не существует, но в который все верят и который неумолимо влияет на их сознание.

В то же время выбор загородной психиатрической больницы как места действия пьесы — это не просто выбор антуража, а мощный драматургический прием. Это герметичное пространство работает как увеличительное стекло, под которым тонкий и подробный психологический портрет поколения двадцатилетних обретает предельную четкость. Помещая героев в условия, где внешние социальные роли и обязательства ослабевают, Мухина заставляет их столкнуться с самими собой в экзистенциальном вакууме.

С точки зрения психологии, это состояние можно рассматривать через призму теории «возникающей взрослости», предложенной психологом Джеффри Арнеттом. Этот период, примерно с 18 до 29 лет, характеризуется не стабильностью, а интенсивным поиском идентичности. И герои пьесы — идеальные представители этой стадии. Возможно, благодаря этому спектакль говорит на понятном поколению Z языке, что случается не часто в эпоху, когда увлечь современную молодежь классическим театральным искусством крайне сложно.

Сцена из спектакля "4 дня в 25 кадре".  Фото: Денис Жулин
Сцена из спектакля "4 дня в 25 кадре".
Фото: Денис Жулин

В целом драматург задает вечные вопросы: кто мы в этом кино — актеры или зрители? И где вообще разворачивается его действие — в реальности или в лабиринтах воображения? На сцене абсурд и реальность переплетаются в причудливый узор, слова обретают новые, неожиданные смыслы, а размеренная жизнь клиники раскручивается тугой пружиной, готовясь к неизбежному столкновению, в котором, по законам мухинской вселенной, любовь снова должна одержать уверенную победу над смертью.

Воплотить на сцене этот поэтичный и неореалистичный мир взялась слаженная команда постановщиков. За визуальное оформление отвечают сценограф Евгения Шутина, создавшая многоуровневое и метафоричное пространство, художник по костюмам Мария Боровская и художник по свету Владислав Фролов, чья работа подчеркивает зыбкость границы между сном и явью. Особую атмосферу создает пластическая партитура хореографа Виталия Довгалюка, дополняет которую музыкальное оформление композитора Александры Кесельман.

В ролях занята большая плеяда артистов театра разных поколений: Амбарцум Кабанян, Александр Моровов, Екатерина Новокрещенова, Роза Шмуклер, Борис Яновский и многие другие.

Новая работа Каменьковича и Мухиной обещает стать не просто очередной премьерой, а важной главой в многолетней истории творческого союза, где поэзия неизменно ищет и находит свое место даже в самом абсурдном из миров. 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+