Как вы познакомились с художником и его творчеством, чем оно вам близко как галеристу?
Случайность — лучший проводник. С творчеством Валентина я давно знакома благодаря его участию в выставках и ярмарках. Более того, недавно, разбирая архивы, я нашла совместные фотографии с ним на Cosmoscow 2020 года. Мне кажется, сегодня не многие мастера пытаются сформулировать философские основания для своего творчества. Валентин же активно размышлял и был своего рода философом, он существовал как отдельная планета в художественной вселенной. Я защитила магистерскую диссертацию по философии, а сейчас работаю над кандидатской, так что творческие поиски Валентина мне близки.
Сейчас у вас проходит выставка — расскажите, как появилась ее идея, из чего состоит проект?
В текущем году 20 сентября Валентину исполнилось бы 50 лет, и мемориальная выставка THE WAY TO CRONUS посвящена этому событию. Диалог, который он начал посредством своих художественных высказываний, к сожалению, прерван. В нашем небольшом выставочном пространстве мы попытались проследовать за логикой его суждений и пригласить зрителей заглянуть в тексты его любимых мыслителей. Выставка собрана из нескольких проектов Валентина, исследующих природу человека: Thus Spoke Heaven, Via Sacra, Breakfast at Cronus, Being and Time, Darwin vs Darwin и Anisotropia.
Родился в 1975 году в Москве
1998 — окончил МПГУ, художественно-графический факультет
1996–2002 — работал в творческой мастерской скульптора В.В.Сидоренко
2011 — стал членом секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов
2013 — «Археология памяти», параллельная программа V Московской биеннале современного искусства
2013 — проект V Московской биеннале современного искусства, Москва
2018 — участник Международной биеннале современного искусства, Ташкент
2018 — вошел в рейтинг InArt «Топ-100 русских художников»
2019 — выставка Being and Time на Asia Contemporary Art Show, Gallery Bruno Massa, Гонконг
2019 — выставка Being and Time. Bahrain International Exhibition and Convention Center, Манама, Бахрейн
2019 — выставка Being and Time, культурный фонд «Екатерина», Москва
2020 — финалист XIV Международной премии Arte Laguna
2020 — выставка Anizotropia в Центре искусств Artcatch, Нидерланды
2020 — выставка Round around в галерее Gridchinhall, Cube Moscow, Москва
2022 — выставка Breakfast at Cronus в Nadya Kotova Gallery, Антверпен, Бельгия
Погиб в автокатастрофе 16 августа 2022 года
К чему отсылает название проекта — THE WAY TO CRONUS?
Одним из ключевых объектов исследования Валентина было время. В этом контексте он часто размышлял над романом Марселя Пруста «По направлению к Свану»: писатель впервые в истории литературы использовал прием «потока сознания», экспериментируя со временем, с ощущением прошлого и настоящего. Это перекликается с творчеством Коржова и дает ключ к пониманию автора.
Какие медиумы использовал художник на разных этапах своего творчества, был ли среди них любимый?
Валентин испробовал немало материалов и работал в разных техниках, но самой любимой была скульптура. Именно с нее он начал свой творческий путь под влиянием своего учителя — скульптора и художника по металлу Виктора Сидоренко. «У меня не было решения становиться художником, — рассказывал Коржов. — А потом я встретил на своем пути очень талантливого педагога, скульптора и художника по металлу В.В.Сидоренко. И постепенно мое интенциональное желание стало превращаться в дело жизни». За скульптурами последовали гиперреалистичные объекты из силикона для проекта Darwin vs Darwin, фарфоровые черепа для проекта «Археология памяти», работы из дерева и пластика для проекта Archetype. Постепенно в его практику внедрились digital-проекты: видео, фотография, коллажи, 3D-моделирование. Художник оставался верен поиску, и именно в этом свободном движении рождался его визуальный язык.
Во многих проектах Коржов вел диалог с Мартином Хайдеггером и его magnum opus «Бытие и время». Как и в каких работах художник интерпретировал идеи философа?
Совершенно точно замечено, Мартин Хайдеггер — один из самых любимых философов Валентина. Проект Being and Time даже назван в честь знаменитого труда «Бытие и время». Связь с идеями Хайдеггера заметна во многих проектах: например, в серии The Brain That Passed Away отражена философская концепция о том, что большинство людей живут в состоянии «неподлинности», находясь под влиянием чужого мнения и навязанных обществом норм. Название получилось буквальным: гиперреалистичная силиконовая инсталляция изображает сбежавший из черепной коробки мозг с ножками и глазами. Валентин пытался как можно нагляднее показать, что человек, использующий свой мозг только в примитивных целях, обречен на саморазрушение и потерю личностной целостности.
Кроме Хайдеггера, идеи каких мыслителей, писателей и художников Валентин транслировал через свои произведения?
Главным философом для Валентина был, без сомнения, Платон. Он в целом любил античную философию, мифологию, искусство, литературу. Пожалуй, самая очевидная отсылка к древнегреческим мифам случилась в проектах Breakfast at Cronus, Via Sacra и Thus Spoke Heaven. Валентин брал слепки с античных статуй и превращал их в своего рода оболочки, раковины. Здесь легко считывается идея Ницше: тело — вместилище духа, устремленного к сверхчеловеку. Внутрь тела-сосуда Коржов хотел вложить душу и, вспомнив первую строку Евангелия от Иоанна — «В начале было Слово», — покрыл внутреннюю поверхность скульптур цитатами из Библии и трудов философов — от античных до современных.
За 25 лет творческого пути Валентин реализовал более 300 арт-объектов. В одну статью не уместишь рассказ обо всем разнообразии его творчества, поэтому давайте попробуем выделить самые выразительные проекты, которые дадут представление об авторе.
Одним из самых масштабных и любимых автором проектов был уже упомянутый Being and Time. Коржов использовал фотоснимки скоплений галактик, туманностей, астероидных поясов и воплощал их формы в инопланетных скульптурах, которые затем запечатлел на фото и видео. Первоначально все объекты были белыми — для Валентина это была чистая форма, ясность которой он стремился подчеркнуть. Он следовал мысли Хайдеггера: «Форма наиболее полно открывается именно на фоне небытия». Чтобы усилить эффект, художник вынес скульптуры на заснеженные подмосковные поля. Белые фигуры, расставленные среди снежной пустоты, выглядели словно космические пришельцы — завораживающее зрелище!
Какую эволюцию претерпело творчество Коржова, если сравнивать его ранние и поздние проекты? Например, Darwin vs Darwin и Breakfast at Cronus.
Я бы назвала творческий путь Валентина антропологией, воплощенной в скульптуре. Все его искусство описывает путь от биологического истока человека к высшей точке духовного самоопределения.
В ранних проектах он акцентировал внимание на животном начале. Например, вошедшие в серию Darwin vs Darwin силиконовые скульптуры и цифровые картины изображают гиперреалистичных гибридов человека, моллюска и рыбы. В основе проекта лежит идея Ницше о бесконечном пути зверя, который вышел из воды, отбросил плавники, обрел человеческий вид, но сохранил животные инстинкты. По словам Коржова, путь обретения человеческого образа приравнивается к обузданию внутреннего зверя, который был загнан, ограничен, усыплен, но не умерщвлен.
Со временем поиски Коржова сместились в сторону духовного. От прямолинейных художественных высказываний он перешел к иносказательности и многослойности смыслов.
Разные серии Коржова сильно отличаются друг от друга визуальным языком. Считается, что узнаваемый стиль — это преимущество для художника. Как вы оцениваете разноплановость творчества Коржова?
Его путь в искусстве лежал вне жестких рамок, он был интуитивен. Коржов чувствовал, что произведение рождается не как результат заранее заданной идеи, а как самостоятельная сущность, способная прийти к художнику, найти в нем проводника. Для Коржова искусство — это своего рода эксперимент. Переход из жанра в жанр, игра с техникой, поиск новых материалов. «Самое ценное для меня — момент, когда нужно придумать что-то свое, а не следовать готовым схемам», — нередко отмечал Валентин.