18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025

13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow.  Фото: Cosmoscow
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow.
Фото: Cosmoscow

13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой

В этом году Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow значительно расширилась, заняв два этажа «Тимирязев Центра», а многие галереи (всего их 100) представили по два стенда, разделив презентационную и коммерческую составляющие (они хотели бы и три, но организаторы посчитали это дискриминацией более скромных коллег по цеху). Как ни удивительно, но атмосфера на открытии была даже более «молодежной» и беспечной, чем на Ярмарке молодого искусства blazar. Возможно, роль сыграло само пространство, где много света и воздуха, но и стенды в общей массе кажутся яркими, энергичными и задорными. Одна из зрительниц выделила объединяющую тему ярмарки как «расфокус» — невозможность сосредоточиться на отдельных произведениях.

«Коллекционером года» стала Наталия Опалева, показавшая небольшую часть своего собрания на отдельном стенде. «Художниками года» еще летом была объявлена нижегородская арт-группа «Провмыза» — Галина Мызникова и Сергей Проворов, которым тоже выделили пространство, где они показали новую работу — монументальную фотографию «Семена», напоминающую о классических фресках и в то же время представляющую редкий жанр «перформативной скульптуры». Звание «Лучший стенд» получила ранее нижегородская, а теперь и московская галерея Futuro с лаконичными работами Леонида Костина из проекта SPAS — пустыми досками, по образу иконными, разных форм и размеров. Самое дорогое, титульное произведение, расположенное в центральной части стенда, стоит 1,5 млн руб., небольшие разноцветные деревянные бруски с подвесом — 10 тыс. руб.

«Коллекционером года» стала Наталия Опалева, показавшая небольшую часть своего собрания на отдельном стенде.  Фото: Cosmoscow
«Коллекционером года» стала Наталия Опалева, показавшая небольшую часть своего собрания на отдельном стенде.
Фото: Cosmoscow

Один из стендов галереи Syntax собрал произведения, объединенные темой переосмысления наследия СССР. Самые дорогие здесь — работы классика соц-арта Александра Косолапова: полиптих 1989 года — €240 тыс., скульптура Микки-Мауса и Минни-Маус в образе «Рабочего и колхозницы» — €50 тыс. Самые бюджетные — холсты Людмилы Константиновой «Гадина» и «Мусор» — по 280 тыс. руб. Второй стенд полностью отдан под холсты Валерия Кошлякова.

11.12 Gallery, известная склонностью к большому, яркому и «странненькому», представила картины группы Doping-Pong, где пионерские реалии смешиваются с научной фантастикой. В проекте «Искатели» пионеры ищут то снежного человека, то НЛО, то Несси (2,5–3,5 млн руб.). Не обошлось и без хайповой темы: Алексей Азаров предлагает приобрести в домашнюю коллекцию Лабурашку и Чебубу по 350 тыс. руб.

Резиновые фигуры являются визитной карточкой петербургского художника Владимира Козина, создателя группы Parazit, на одноименном стенде. Там же изобилие зеленых деревьев и их фрагментов от Наримана Калашникова, Игоря Янковского и Семена Мотолянца. Зеленая ветка «в экзистенциальном кризисе», «думающая о смысле жизни» или, например, «в крапинку» обойдется в 100 тыс. руб.

На стенде галереи Fine Art представлены три живописца разных поколений: новые работы Владимира Дубосарского из серии «Под водой» (2,6 млн руб.), Тимофея Смирного (800 тыс. руб.) и самого юного из них — Евгения Шадко (800–880 тыс. руб.).

Звание «Лучший стенд» получила ранее нижегородская, а теперь и московская галерея Futuro с лаконичными работами Леонида Костина из проекта SPAS.  Фото: Cosmoscow
Звание «Лучший стенд» получила ранее нижегородская, а теперь и московская галерея Futuro с лаконичными работами Леонида Костина из проекта SPAS.
Фото: Cosmoscow

На нескольких стендах центральное место занимает «объект-заманушечка». У PA Gallery это одиноко стоящая посреди практически пустого пространства синяя колонка с льющейся в ведро водой — «Текущий момент» самарской звезды Андрея Сяйлева. Ностальгирующие по лету у бабушки в деревне коллекционеры могут приобрести объект для пробуждения воспоминаний за 2,2 млн руб.

Внушительную площадь стенда ARTZIP Gallery занимает «Юла желаний» Насти Миро за 3 млн руб. — увеличенная во много раз крутящаяся модель советской игрушки.

Pogodina Gallery привлекает внимание ассамбляжами по мотивам пожарных щитов Витаса Стасюнаса (любой из них по 2 млн руб.) и работой Ивана Симонова, мимо которой не мог спокойно пройти ни один представитель мужского пола, — изображением жилого дома с текстом «Жизнь 40-летнего пьющего, курящего мужчины имеет значение» на брандмауэре.

Яркий стенд Sistema Gallery представляет живопись Станислава Шурипы, ассамбляжи Миши Моста (500 тыс. руб.) и Миши Бурого. Последний так описывает свою серию: «Cell функционирует как система герменевтических крипт, где форма — это жесткий, технологический детерминизм, а содержание — неуловимая онтологическая аномалия. Каждый объект является топологическим сгустком памяти, заключенным в архитектуру футуристического реликвария, который симулирует не столько шкатулку или врата, сколько интерфейс для несовершенного доступа к сакральному ядру „Я“». Как говорится, ничего непонятно, но очень интересно.

«Художниками года» еще летом была объявлена нижегородская арт-группа «Провмыза» — Галина Мызникова и Сергей Проворов, которым тоже выделили пространство, где они показали новую работу — монументальную фотографию «Семена».  Фото: Cosmoscow
«Художниками года» еще летом была объявлена нижегородская арт-группа «Провмыза» — Галина Мызникова и Сергей Проворов, которым тоже выделили пространство, где они показали новую работу — монументальную фотографию «Семена».
Фото: Cosmoscow

Дебютант ярмарки — арт-проект Fuck Work, созданный буквально этим летом художником Кириллом Бургиным. «Наша цель звучит так, — описывает свою миссию в одном из интервью автор, — показать, что искусство — это не только концептуальные манифесты и серьезные работы, требующие расшифровки, а порой просто честность, угар и смелость». Все перечисленное, безусловно, присутствует на стенде, получившем название Room 72. Это импровизированный номер в придорожном отеле, оформленный в розовом цвете; вокруг гигантской кровати расположились разудалые работы Кирилла Бургина и его друзей. Холсты в нарочито примитивном стиле, отражающие бытовые сценки из жизни не самых респектабельных членов общества с вкраплениями фантазийных элементов, обойдутся покупателю в полмиллиона рублей. Композиции из разных пород дерева на ту же тему от творческого дуэта Rolling Logs — 200–400 тыс. руб., расписные доски от скейта авторства Никиты Daemonick — 80 тыс. руб.

Весьма оригинальную концепцию демонстрации произведений избрал фонд «Новые коллекционеры». Проект un[ПАК]ing представляет собой глухую стену из шкафчиков, где зрителю предлагается в прямом смысле слова открыть для себя искусство. Так показали избранные работы из молодого, динамично развивающегося собрания Дениса и Милы Пак.

На втором этаже расположились секции дизайна, графики, тиражного искусства и некоммерческие институты. В этом году «институцией года» стал Центр творческих индустрий «Фабрика», «музеем года» — красноярский Музейный центр «Площадь Мира», а одним из спецпроектов — «Арт-резиденции Нижегородской области», объединяющий художников-резидентов за три года существования программы.

Участники в секции «Дизайн» также порадовали профессиональное сообщество необычным оформлением и концепциями. Например, стенд галереи Sample, как объясняется, «объединен темой „Чаепитие в конце света“ — меланхоличной гостиной, застывшей в предчувствии катастрофы». Среди прочего там можно увидеть мебель с ножками в виде стволов березы из серии Pasoka Ани Андросовой. Ширма из бука и льна Nostalgia от Blockstudio создана в ходе совместного проекта «Прототип» галереи Sample и мастерских «Своды» Дома культуры «ГЭС-2».

13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow.  Фото: Cosmoscow
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow.
Фото: Cosmoscow

Минималистичная, даже аскетичная мебель дизайнера Семена Лавданского представлена на стенде арт-бюро & галереи ULM. Стул и стол из дуба стоят 450 тыс. и 750 тыс. руб. Арт-пространство Yomoota на пестрящем красками стенде представило работы своего основателя Тараса Желтышева. Ступая сюда, будто попадаешь в новую мультипликационную вселенную. Стулья его авторства в белом и бирюзовом цвете из серии Inflated Ass выполнены из войлока, металла и полиуретана, их можно приобрести за 1,4 млн руб.

Еще одним приятным бонусом для посетителей стали промозоны брендов. Например, для детей и не стареющих душой взрослых у выхода на ярмарку расположилось пространство Chupa Chups, рассчитанное на максимально широкую аудиторию. Там рассказывают, что дизайн конфет в свое время разработал Сальвадор Дали, а также одаривают как самими леденцами, так и лимонадами на их основе.

Настоящей и неожиданной сенсацией стала коллаборация «Мясного дома Бородина» с группой художников AES+F. В уютном шатре, застланном циновками и подушками, появились цифровые джунгли, полные экзотических цветов и грациозных обитателей.

Совокупность всех факторов, обилие «игрушек», ярких объектов, приятных текстур как будто бы погрузили посетителей 13-й Cosmoscow обратно в лето, заставив забыть об уже прошедших отпусках и предстоящей осенней хмари.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+