18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вселенная Дэвида Боуи обрела дом в Лондоне

Пальто Union Jack, разработанное Дэвидом Боуи и Александром Маккуином для Earthling. 1997.  Фото: David Parry/PA Media Assignment
Пальто Union Jack, разработанное Дэвидом Боуи и Александром Маккуином для Earthling. 1997.
Фото: David Parry/PA Media Assignment

Архив культового музыканта положен в основу посвященного ему творческого центра в хранилище Музея Виктории и Альберта в Стратфорде

Центр Дэвида Боуи, разместившийся в хранилище Музея Виктории и Альберта (V&A) в Стратфорде, в восточной части Лондона, стал настоящей сокровищницей для поклонников знаменитого музыканта. Архив, открытие которого состоится 13 сентября, охватывает 90 тыс. экспонатов, приобретенных через Фонд наследия Боуи. Новую институцию можно посетить по бесплатным билетам на определенные временные слоты.

Награды Дэвида Боуи в хранилище Музея Виктории и Альберта в Стратфорде.  Фото: David Parry/V&A
Награды Дэвида Боуи в хранилище Музея Виктории и Альберта в Стратфорде.
Фото: David Parry/V&A

«Поражает само количество материалов, которые хранил Дэвид Боуи (1947–2016. — TANR), — рассказывает Мадлен Хэддон, главный куратор центра и куратор V&A East — кампуса, объединяющего хранилище и музей V&A East, открытие которого состоится в следующем году. — От мимолетных заметок до тщательно проработанных концептуальных эскизов — для Боуи не существовало идей, которые он счел бы недостаточно значительными. Он верил, что творческий процесс нужно документировать на каждом этапе, и благодаря этому подходу оставил богатое наследие художникам, работающим с самыми разными видами искусства».

В числе архивных находок, которые произвели на Хэддон особенно сильное впечатление, палитра с засохшими красками, кистью и мастихином — «простые инструменты, свидетельствующие о широте охвата его творческой практики», — и обрамленная фотография Литл Ричарда, «под влиянием которого Боуи, по его собственным словам, решил стать музыкантом».

Фотография 1973 года, на которой Боуи накладывает грим в образе Зигги Стардаста.  Фото: Mick Rock
Фотография 1973 года, на которой Боуи накладывает грим в образе Зигги Стардаста.
Фото: Mick Rock

Интерактивная инсталляция под названием «Библиотека взаимосвязей» рассказывает о повлиявших на Боуи предшественниках и о его собственном влиянии на популярную культуру — от ситкома «Друзья» до таких современных поп-звезд, как Charli XCX и Жанель Моне. В экспозицию, посвященную нереализованным проектам, вошли наброски Боуи к незавершенному мюзиклу по роману Джорджа Оруэлла «1984». «Перерабатывая старые идеи и пробуя новые, Боуи размывал границы между музыкой и перформансом, рождая идеи для фильмов, мюзиклов и других постановок», — говорит Хэддон.

Костюм Зигги Стардаста, созданный для Боуи Кансаем Ямамото в 1972 году.  Фото: David Parry/PA Media Assignments
Костюм Зигги Стардаста, созданный для Боуи Кансаем Ямамото в 1972 году.
Фото: David Parry/PA Media Assignments

Экспозиция «Дэвид Боуи — это», открывшаяся в 2013 году в V&A и объединившая оригинальные обложки альбомов, фотографии и видео из архива музыканта, объехала весь мир и привлекла более 2 млн посетителей. «Вероятно, многие ожидают похожей экспозиции, но наш центр представляет собой нечто совершенно иное и захватывающее», — объясняет Мадлен Хэддон. По ее словам, это «архив для работы и пространство для взаимодействия с публикой, для исследований и открытий». Она обещает, что каталогизация архива Дэвида Боуи, благодаря которой все материалы станут доступны онлайн, будет завершена к концу 2026 года.

В центре будут работать девять чередующихся экспозиций. Шесть из них посвящены различным творческим практикам Боуи и акцентируют внимание на разнообразии объектов, которые можно найти в архиве. Еще три тематические экспозиции будут сменять друг друга раз в полгода-год. Часть из них поручат приглашенным кураторам, и первую такую выставку подготовили музыкальный продюсер Найл Роджерс совместно с инди-рок-группой The Last Dinner Party. Хэддон рассказывает, что две другие экспозиции связаны с готовящейся в музее V&A East выставкой The Music Is Black: A British Story и исследуют связь Боуи с джангл-музыкой и драм-н-бейсом.

Фото Дэвида Боуи на фестивале Go Bang в Любеке в 1997 году. Фото: Markus Beck/DPA/ТАСС
Фото Дэвида Боуи на фестивале Go Bang в Любеке в 1997 году.
Фото: Markus Beck/DPA/ТАСС

Архив Дэвида Боуи был приобретен в феврале 2023 года благодаря пожертвованию в размере £10 млн от Фонда семьи Блаватник, основанного бизнесменом Леонардом Блаватником, и Warner Music Group. На вопрос о том, будет ли фонд финансировать операционные расходы, его представитель ответил, что «деятельность Центра Дэвида Боуи осуществляется в рамках общей концепции хранилища V&A East». Он также уточнил, что у центра нет отдельного бюджета для дальнейших приобретений и покупка каких-либо связанных с Боуи экспонатов будет рассматриваться в рамках централизованного процесса приобретений V&A.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+