18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Мультимедиа Арт Музей готовит ретроспективу Ани Желудь

Аня Жёлудь. «Вдох-выдох». 2022. Фрагмент.  Фото: МАММ
Аня Жёлудь. «Вдох-выдох». 2022. Фрагмент.
Фото: МАММ

МАММ покажет посмертную ретроспективу Ани Желудь, где соберет ее работы от ранней живописи до последней инсталляции «Абзац». Выставка «Вдох-выдох» займет два этажа

Из пяти проектов, которыми Мультимедиа Арт Музей, Москва откроет осенний сезон, важнейший — выставка Ани Желудь. В начале июня 43-летняя Анна Желудковская (так по паспорту) ушла из жизни, кажется устав бороться за связь с реальностью, которую она то теряла, то вновь нащупывала последние 15 лет. Вскоре после ее смерти московский Зверевский центр свободного искусства сделал неплохую выставку ее работ. Теперь большой музей пытается собрать объемный портрет одной из самых значительных художниц ее поколения.

Директор МАММ Ольга Свиблова характеризует проект как ретроспективу-конспект, где собраны все главные работы Желудь за более чем 20 лет, но исключены повторы, коих у нее немало. Название выставки — «Вдох-выдох» — позаимствовано из ее монохромной картины. Несмотря на то что Аня Желудь нашла свой узнаваемый почерк в объектах, очерчивающих контуры предметов металлической проволокой, она никогда не бросала живопись, с которой начинала в 2000-х. Кажется, рисование стало для нее способом поддерживать связь с миром, тем самым вдохом, который позволял выжить.

Аня Жёлудь. «Вдох-выдох». 2022.  Фото: МАММ
Аня Жёлудь. «Вдох-выдох». 2022.
Фото: МАММ

Тексты на выставке станут не менее важным штрихом к портрету, чем знаковые объекты и инсталляции. Слова на сером фоне в белом облачке говорят о состоянии автора сами за себя: «Нет сил», «Все есть и ничего нет», «Трудоспособность пропала», «Кота задовила машина» (орфография авторская), «Душа не на месте». Такие стихи художница показывала на выставках 2016–2017 годов, а работа, что дала название проекту, написана уже в 2022-м, когда она, живя в поселке Электроизолятор под Гжелью, иногда месяцами не выходила из комнаты.

Несмотря на это, она писала по несколько сотен картин в год и продавала за гроши. У талантливой Ани Желудь, которая прогремела на весь мир проектом «Коммуникации» (2009) на главной выставке 53-й Венецианской биеннале современного искусства, были все шансы и для стремительного коммерческого успеха, но его не случилось. Однажды, в 2012-м, незадолго до того, как получить премию «Инновация», она устроила выставку «Отдам в хорошие руки» в московском фонде «Эра», где раздавала свою живопись и живописную графику 2000-х всем желающим — безвозмездно. «Много добрых рук оказалось в нашем музее — ряд работ, в том числе картины с чесноком, которые бесконечно писала Аня, нашелся у сотрудников, включая бухгалтерию. А всего в выставке задействовано много музейных собраний и 12 частных коллекций», — рассказала Ольга Свиблова.

Не обойдется и без этапных проектов Желудь: «Коммуникации», показанного в Венеции, Петербурге и Москве, где Аня теряет связи, но в финале тотального проекта находит, и «Абзац», открывшегося в PA Gallery незадолго до смерти художницы — в нем оборванные пучки проводов одиноко торчат из стены, всякие связи здесь уже утрачены.

Аня Желудь.  Фото: PA Gallery
Аня Желудь.
Фото: PA Gallery

Будут и знакомые объекты из проволоки, неоднократно показанные на разных площадках и сделавшие почерк Ани Желудь очень узнаваемым. Комнатные растения, мебель, одежда, графично передающие в металле домашний быт, отражают не только пластический метод концептуального аскетизма, замешанного с наполненностью пустоты, но и образ жизни. Кажется, предметы, особенно после кончины ее мужа Виталия Скворцова, одного из основателей московской галереи «Экспо-88», которая и открыла художницу, стали ей ближе людей.

Вместе с ретроспективой Ани Желудь МАММ представит еще четыре выставки. Это «История села Ижевское. 1890-е — 1930-е годы» в фотографиях Ивана Филатова, рассказывающего о малой родине Константина Циолковского на рубеже веков с проекцией на историю всей страны; выставка Владимира Грига «Спасибо, что были с нами», чьи детальные и ироничные картины из стекляруса стоит рассматривать не менее внимательно, чем полотна Босха; проект «Фундаментальный лексикон. Современное российское искусство из Фонда Синара» в рамках стратегической программы музея «Частные коллекции в МАММ», где обретут вес явные и неявные фигуры искусства 1950–2020-х; и «Опознанный объект» Андрея Гросицкого, одного из недооцененных героев московского андерграунда, который ушел из жизни в 2017 году.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Вдох-выдох»
26 сентября – 7 декабря

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+