18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Виктор Пивоваров превратил стихи Бродского в книгу

Виктор Пивоваров. «Речь о пролитом молоке». Лист из книги художника. 2025.  Фото: Музей «Полторы комнаты»
Виктор Пивоваров. «Речь о пролитом молоке». Лист из книги художника. 2025.
Фото: Музей «Полторы комнаты»
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Музей «Полторы комнаты» показывает «Речь о пролитом молоке» — «книгу художника», созданную Виктором Пивоваровым по одноименному стихотворению Иосифа Бродского. На выставке представлены развороты книги и оригинальные рисунки классика концептуализма

Четырнадцать шелкографий, листы с отпечатками, 58 экземпляров, к первым десяти прилагается оригинальный рисунок. По всем приметам — «книга художника», livre d’artiste. Жанр альбома, «соединяющего в себе элементы театрального представления, фильма и литературного произведения, оставаясь при этом в рамках изобразительного искусства», давно практикует 88-летний классик московского концептуализма Виктор Пивоваров; ему принадлежит приведенная выше цитата.

Музей «Полторы комнаты» предложил Пивоварову идею для создания «книги художника» и произведение Иосифа Бродского для нее. «Речь о пролитом молоке», переломное стихотворение 1967 года, вошло в «Рождественский цикл» поэта. Строки страдающего от унижения и невостребованности автора изобилуют подробностями личной жизни, бытовыми деталями вроде коммунальной кухни, звуков из мест общего пользования, холодного блеска чужих кастрюль. «Я пришел к Рождеству с пустым карманом. / Издатель тянет с моим романом».

«Речь о пролитом молоке» — «книга художника», созданная Виктором Пивоваровым по одноименному стихотворению Иосифа Бродского. Фото: Музей «Полторы комнаты»
«Речь о пролитом молоке» — «книга художника», созданная Виктором Пивоваровым по одноименному стихотворению Иосифа Бродского.
Фото: Музей «Полторы комнаты»

Художник на предложение музея согласился, тем более что и с Бродским был знаком. Рассказом о встрече с поэтом в 1971 году Пивоваров дополнил книгу, составленную из рисунков, иллюстрирующих по слову из каждой строфы. На выставке будет представлена книга, отпечатанная в итальянской типографии, несколько ее разворотов и оригинальные рисунки.

Жанр, объединивший литературу и изобразительное искусство, превращающий книгу, сделанную вручную, в коллекционный предмет, связывают с именем Амбруаза Воллара. Французский маршан придумал соединить графику Шагала, Родена, Боннара с текстами Бальзака, Верлена и Малларме. За столетие «книга художника» пережила множество трансформаций: Наталия Гончарова и Михаил Ларионов литографировали книгу в технике «самописьма»; Василий Каменский свои «железобетонные поэмы» строил в виде удлиненных многоугольников; Лев Рубинштейн писал стихи на библиотечных карточках; Генрих Сапгир переносил сонеты на рубашки; Юрий Лейдерман делал рукописные книги. Вспоминается целая серия выставок «книги художника» из коллекций Георгия Генса и Бориса Фридмана, в свое время показанная в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Виктор Пивоваров. «Речь о пролитом молоке». Разворот из книги художника. 2025.  Фото: Музей «Полторы комнаты»
Виктор Пивоваров. «Речь о пролитом молоке». Разворот из книги художника. 2025.
Фото: Музей «Полторы комнаты»

«Речь о пролитом молоке» Пивоварова не первый пример, когда livre d’artiste была вдохновлена поэзией Иосифа Бродского. В 1991 году Хэнк Хайн, глава издательства Limeston Press в Сан-Франциско, предложил немецкой звезде Георгу Базелицу выбрать стихотворение Бродского и создать серию печатной графики. Так в книге Winter (перевод «Эклоги 4-й (Зимней)») появилось 14 офортов с акватинтой Базелица. Книга, выпущенная тиражом 75 экземпляров, 15 из которых были подписаны автором и пронумерованы литерами от “a” до “o”, тут же стала исключительной редкостью. Музей «Полторы комнаты» сумел приобрести экземпляр “n” и в прошлом году показал его на выставке.

В 1993 году Антони Тапиес, переписав от руки текст «Римских элегий» Бродского, проиллюстрировал его абстрактными литографиями. Краску на камень каталонский художник нанес пальцами. «Римские элегии» издало Erker-Presse в Швейцарии тиражом 250 экземпляров.

Виктор Пивоваров. «Речь о пролитом молоке». Разворот из книги художника. 2025.  Фото: Музей «Полторы комнаты»
Виктор Пивоваров. «Речь о пролитом молоке». Разворот из книги художника. 2025.
Фото: Музей «Полторы комнаты»

Livre d’artiste Тапиеса — в планах музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, начавшего активную выставочную деятельность в новом пространстве ­«КВ-7» (еще одна квартира в том же доме Мурузи), где уже был реализован проект, посвященный живописи Михаила Рогинского и показана инсталляция Александра Бродского Idea Fissa.

Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, «КВ-7»
«Речь о пролитом молоке». Виктор Пивоваров
До 15 октября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+