18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Виктор Пивоваров превратил стихи Бродского в книгу

Виктор Пивоваров. «Речь о пролитом молоке». Лист из книги художника. 2025.  Фото: Музей «Полторы комнаты»
Виктор Пивоваров. «Речь о пролитом молоке». Лист из книги художника. 2025.
Фото: Музей «Полторы комнаты»
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Музей «Полторы комнаты» показывает «Речь о пролитом молоке» — «книгу художника», созданную Виктором Пивоваровым по одноименному стихотворению Иосифа Бродского. На выставке представлены развороты книги и оригинальные рисунки классика концептуализма

Четырнадцать шелкографий, листы с отпечатками, 58 экземпляров, к первым десяти прилагается оригинальный рисунок. По всем приметам — «книга художника», livre d’artiste. Жанр альбома, «соединяющего в себе элементы театрального представления, фильма и литературного произведения, оставаясь при этом в рамках изобразительного искусства», давно практикует 88-летний классик московского концептуализма Виктор Пивоваров; ему принадлежит приведенная выше цитата.

Музей «Полторы комнаты» предложил Пивоварову идею для создания «книги художника» и произведение Иосифа Бродского для нее. «Речь о пролитом молоке», переломное стихотворение 1967 года, вошло в «Рождественский цикл» поэта. Строки страдающего от унижения и невостребованности автора изобилуют подробностями личной жизни, бытовыми деталями вроде коммунальной кухни, звуков из мест общего пользования, холодного блеска чужих кастрюль. «Я пришел к Рождеству с пустым карманом. / Издатель тянет с моим романом».

«Речь о пролитом молоке» — «книга художника», созданная Виктором Пивоваровым по одноименному стихотворению Иосифа Бродского. Фото: Музей «Полторы комнаты»
«Речь о пролитом молоке» — «книга художника», созданная Виктором Пивоваровым по одноименному стихотворению Иосифа Бродского.
Фото: Музей «Полторы комнаты»

Художник на предложение музея согласился, тем более что и с Бродским был знаком. Рассказом о встрече с поэтом в 1971 году Пивоваров дополнил книгу, составленную из рисунков, иллюстрирующих по слову из каждой строфы. На выставке будет представлена книга, отпечатанная в итальянской типографии, несколько ее разворотов и оригинальные рисунки.

Жанр, объединивший литературу и изобразительное искусство, превращающий книгу, сделанную вручную, в коллекционный предмет, связывают с именем Амбруаза Воллара. Французский маршан придумал соединить графику Шагала, Родена, Боннара с текстами Бальзака, Верлена и Малларме. За столетие «книга художника» пережила множество трансформаций: Наталия Гончарова и Михаил Ларионов литографировали книгу в технике «самописьма»; Василий Каменский свои «железобетонные поэмы» строил в виде удлиненных многоугольников; Лев Рубинштейн писал стихи на библиотечных карточках; Генрих Сапгир переносил сонеты на рубашки; Юрий Лейдерман делал рукописные книги. Вспоминается целая серия выставок «книги художника» из коллекций Георгия Генса и Бориса Фридмана, в свое время показанная в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Виктор Пивоваров. «Речь о пролитом молоке». Разворот из книги художника. 2025.  Фото: Музей «Полторы комнаты»
Виктор Пивоваров. «Речь о пролитом молоке». Разворот из книги художника. 2025.
Фото: Музей «Полторы комнаты»

«Речь о пролитом молоке» Пивоварова не первый пример, когда livre d’artiste была вдохновлена поэзией Иосифа Бродского. В 1991 году Хэнк Хайн, глава издательства Limeston Press в Сан-Франциско, предложил немецкой звезде Георгу Базелицу выбрать стихотворение Бродского и создать серию печатной графики. Так в книге Winter (перевод «Эклоги 4-й (Зимней)») появилось 14 офортов с акватинтой Базелица. Книга, выпущенная тиражом 75 экземпляров, 15 из которых были подписаны автором и пронумерованы литерами от “a” до “o”, тут же стала исключительной редкостью. Музей «Полторы комнаты» сумел приобрести экземпляр “n” и в прошлом году показал его на выставке.

В 1993 году Антони Тапиес, переписав от руки текст «Римских элегий» Бродского, проиллюстрировал его абстрактными литографиями. Краску на камень каталонский художник нанес пальцами. «Римские элегии» издало Erker-Presse в Швейцарии тиражом 250 экземпляров.

Виктор Пивоваров. «Речь о пролитом молоке». Разворот из книги художника. 2025.  Фото: Музей «Полторы комнаты»
Виктор Пивоваров. «Речь о пролитом молоке». Разворот из книги художника. 2025.
Фото: Музей «Полторы комнаты»

Livre d’artiste Тапиеса — в планах музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, начавшего активную выставочную деятельность в новом пространстве ­«КВ-7» (еще одна квартира в том же доме Мурузи), где уже был реализован проект, посвященный живописи Михаила Рогинского и показана инсталляция Александра Бродского Idea Fissa.

Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, «КВ-7»
«Речь о пролитом молоке». Виктор Пивоваров
До 15 октября

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+