18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство иронии

Принт «Физическая невозможность жизни в сознании умершего» .  Фото: из архива Александра Метелкина
Принт «Физическая невозможность жизни в сознании умершего» .
Фото: из архива Александра Метелкина
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Художник Александр Метелкин представил серию работ, вступая в диалог с модернистами и постмодернистами

Работы современных художников часто демонстрируют, что материал и техника в создании арт-объекта — сущность второго порядка, в то время как на первый план выходит концепция: замысел, сценарий, интрига взаимодействия произведения с пространством, временем и зрителем. Художник перестал быть живописцем и скульптором — он стал генератором идей. Самый верный индикатор зрительских симпатий — деньги. Мастерски написанный пейзаж или высеченная из мрамора женская плоть великих мастеров ценятся сейчас так же, как некогда потрясшая Чарльза Саатчи инсталляция Дэмиена Хёрста «Миллениум», в которой в стеклянном коробе гнила коровья голова и ползали личинки мух, тут же вылуплялись зрелые особи, которые заканчивали свою короткую жизнь, вспышками сгорая в железных нитях электрической мухобойки.

Сегодня нередким становится появление на арт-сцене художников с нетривиальным подходом к творчеству, начинавших в совершенно не художественных областях. Из наиболее ярких примеров — эпатажный Джефф Кунс, сделавший сначала карьеру финансиста, а затем посвятивший себя созданию спорных шедевров. Кунс, как и Хёрст, только генерирует идеи, а воплощают его замыслы узкоспециализированные профессионалы. Художник стал сродни архитектору: он дает концепцию, идею, а дальше за дело берутся чертежники, конструкторы, строители. И над проектами Кунса действительно работает множество специалистов, но автором неизменно считается только он сам.

Что интересно — цена стала составной частью художественной ценности произведения искусства. Этот сдвиг в парадигме «нравится — не нравится» хорошо запечатлен в фильме «Афера Томаса Крауна». Герой Пирса Броснана, нью-йоркский финансист и миллиардер, развлекается тем, что грабит музеи и анонимно возвращает украденные произведения искусства. В одной из сцен он идет по Метрополитен-музею, в кадре появляется учительница в окружении незаинтересованной группы детей. Обратить их внимание на картину импрессиониста удалось фразой: «А что, если я вам скажу, что эта картина стоит $100 млн?»

Александр Метелкин рядом со своей работой (принт № 8).  Фото: из архива Александра Метелкина
Александр Метелкин рядом со своей работой (принт № 8).
Фото: из архива Александра Метелкина

Относительно новое имя на ниве российского совриска — Александр Метелкин, хотя некоторым ценителям прекрасного он известен своими абстрактными работами уже более десяти лет. В искусство Метелкин пришел из мира ценных бумаг не художником-аутсайдером, а продуманным генератором смыслов. Человек, идущий в ногу со временем, не оторванный от всех технологических новшеств, он сразу начал как деятель метамодерна, вступающий в ироничный и местами саркастичный диалог и с беспредметным искусством, в частности с модернистами Джексоном Поллоком и Саем Твомбли, и с постмодернистом Хёрстом.

Последний воплотил одну из главных идей постмодерна, начатую Арто и доработанную Делёзом и Гваттари, — тело без органов. Плавающая и начинающая гнить акула хёрстовской инсталляции «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» — это и есть тело без органов.

В исполнении Александра Метелкина уже практически разложившаяся акула оцифрована и перенесена на холст поп-артовскими, чисто уорхоловскими методами в призывно золотом цвете. Это метамодернистское перепрочтение модерна и постмодерна. Есть акула в формалине, ставшая мировым знаковым культурным событием. Есть тексты о ней, например книга Дональда Томпсона «Как продать за $12 миллионов чучело акулы». И теперь есть ее незаурядное изображение на холсте.

Что интересно, Метелкин оригинально вступает в метамодернистский диалог с одним из главных концептуалистов модерна Марселем Дюшаном. Тот переворачивает писсуар, называет его «Фонтаном» и выставляет как арт-объект. Метелкин идет дальше: он построил дом в элитном поселке «Миллениум» (и снова пересечение с Хёрстом), наполнил его своим беспредметным искусством, и вот уже дом-музей выставлен на продажу как «реди-мейд дом-музей». Это великолепный и добрый юмор, веселый и незлобный стеб над извечной неуверенностью в себе и своем вкусе, когда хочется украсить стены, но непонятно, какие картины лучше купить и не будут ли над ними смеяться более искушенные в искусстве друзья и знакомые.

Уже сейчас из десяти принтов внутренне опустошенной, но все же хищно яростной акулы осталось всего три — под порядковыми номерами 8, 9 и 10, каждый стоимостью 1 млн руб. (значительная часть вырученных от продажи средств пойдет на благотворительность).

Увидеть их собственными глазами и проникнуться идеей автора можно, начиная с сентября, в трех галерейных пространствах Александра Метелкина: в коттеджных поселках «Миллениум парк» и «Княжье озеро», а также в доме на Малой Грузинской, 28 (легендарное место на арт-карте столицы, где жил Владимир Высоцкий, а в подвале располагался выставочный зал союза художников-графиков). Вход только по предварительной записи, поэтому озаботиться своим визитом лучше заранее. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+