18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Китайскую кухню оборудовали по высшему разряду

Первое, что обнаружат завсегдатаи Ораниенбаума при виде павильона после проведенной реставрации, — это изменение цвета фасадов: они теперь не розовые, а снова белые, как было изначально. Но самые значительные перемены произошли внутри, они связаны с устройством новой экспозиции.  Фото: Государственный Эрмитаж
Первое, что обнаружат завсегдатаи Ораниенбаума при виде павильона после проведенной реставрации, — это изменение цвета фасадов: они теперь не розовые, а снова белые, как было изначально. Но самые значительные перемены произошли внутри, они связаны с устройством новой экспозиции.
Фото: Государственный Эрмитаж
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

В Ораниенбауме, в недавно отреставрированном павильоне «Китайская кухня», открылась новая музейная экспозиция, посвященная кулинарному укладу прежней дворцовой жизни. Кухонная утварь XIX века преподнесена здесь в естественных для нее интерьерах

Реставрационные работы, которые Государственный музей-заповедник «Петергоф» ведет в Ораниенбауме с 2011 года, близки к завершению. В прошлом году, в частности, был полностью открыт для посетителей Китайский дворец, единственный в России памятник архитектуры в стиле рококо. Теперь же готова к приему гостей и новая музейная экспозиция, которая знакомит не только с парадной стороной жизни обитателей императорской резиденции, но и с устройством быта, повседневной хозяйственной деятельностью.

Китайская кухня — одна из построек ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме, в который входят также Китайский дворец и Катальная горка. Здание кухни — единственный образец архитектуры историзма во всем дворцово-парковом комплексе. Несмотря на изменения внутренней отделки, внешний облик павильона дошел до нас почти нетронутым.

Павильон был построен в 1852–1854 годах по проекту Людвига Бонштедта на месте бывшего фрейлинского домика, возведенного архитектором Антонио Ринальди. В советское время здание сначала приспособили под жилье, позже в нем располагался ресторан. Тогда Китайскую кухню выкрасили в такой же розовый цвет, в какой окрашен Китайский дворец. В последние годы бывшую кухню использовали как выставочное пространство.

В здании полностью сохранилось архитектурно-планировочное решение, поэтому было решено вернуть пространству историческое назначение и создать экспозицию кухни второй половины XIX века.  Фото: Государственный Эрмитаж
В здании полностью сохранилось архитектурно-планировочное решение, поэтому было решено вернуть пространству историческое назначение и создать экспозицию кухни второй половины XIX века.
Фото: Государственный Эрмитаж

В ходе реставрации были воссозданы все исторические оконные и дверные проемы, фасадам вернули родной белый цвет. Как рассказала Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца и куратор экспозиции Китайской кухни, в здании полностью сохранилось архитектурно-планировочное решение, поэтому было решено вернуть пространству историческое назначение и создать экспозицию кухни второй половины XIX века. Для этого в первую очередь предстояло установить, где именно располагались многочисленные хозяйственные помещения: ламповая, ванная, портомойня (прачечная), скатерная (комната для хранения предметов сервировки), кофешенская-кондитерская и сама кухня.

«В результате исследований и работы с архивами мы поняли, что в самых больших пространствах находились кухня и кофешенская-кондитерская, — рассказала нашему изданию Татьяна Сясина. — В центре располагался очаг, вокруг которого были устроены печи. Но поскольку для музея нужны дополнительные помещения, например гардероб, то под экспозицию отвели только три пространства: кухню, кофешенскую-кондитерскую и погреб».

Сложность возникла с воссозданием печей. Важно было не повредить сохранившийся очаг, поэтому был разработан проект печей, не встроенных в конструкцию здания. Историческую кладку очага теперь можно увидеть при открытии духовых шкафов.

К подбору предметов для будущей экспозиции научные сотрудники приступили еще до начала реставрации. К сожалению, никаких визуальных материалов с интерьерами павильона не сохранилось, и кураторы взяли за основу фотографии и акварели с изображениями кухонь сопоставимых по статусу петербургских дворцов, а также исторические описи самой Китайской кухни.

Анализ иконографических источников позволил сложить образ ораниенбаумской кухни второй половины XIX века.  Фото: Государственный Эрмитаж
Анализ иконографических источников позволил сложить образ ораниенбаумской кухни второй половины XIX века.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Анализ иконографических источников позволил сложить образ ораниенбаумской кухни второй половины XIX века, — говорит Татьяна Сясина. — Собрать утварь, расставить тарелки, чашки, кастрюли можно, но нам хотелось показать и технические усовершенствования, которые на рубеже XIX–XX веков во­всю использовали на кухнях богатых домов. Некоторыми из них мы продолжаем пользоваться и сейчас».

Например, речь о холодильниках, или комнатных ледниках, — шкафах, в которые загружался лед. В новой экспозиции можно увидеть такие шкафы российского и американского производства. А еще здесь обнаруживается английская ножечистка — прибор, предназначенный для чистки железных ножей, которые быстро ржавели. Ножи очищались вращающимися жесткими щетками с засыпанным в них порошком. Правда, при таком способе чистки ножи слишком быстро изнашивались, и музею удалось приобрести пока лишь один железный нож конца XIX века.

Посетители могут увидеть здесь механическую хлеборезку, измельчитель для бобов, маслобойку, специальный стул для рубки мяса, особые ножницы, которыми срезали верхнюю часть яйца перед тем, как его есть. Вернутся в родные стены и плетеные стулья, когда-то стоявшие на этой кухне. Собрано уже более 300 предметов, но специалисты намерены продолжать поиски. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+