18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Слоеный пирог из знаний, игры и веселья подготовили в Центре Гетти

Георг Бочкай. Наложенные друг на друга буквы, составляющие имена знаменитых женщин Древнего Рима. 1561–1562. Фото: Getty Museum
Георг Бочкай. Наложенные друг на друга буквы, составляющие имена знаменитых женщин Древнего Рима. 1561–1562.
Фото: Getty Museum
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Организаторы выставки «Символы и знаки. Расшифровывая средневековые рукописи» сравнивают кодовые системы той поры с современными эмодзи

Если долго всматриваться в богато украшенные страницы Пятикнижия Ротшильда, то вне зависимости от того, способны ли вы его прочитать или нет, велик шанс ощутить благоговейный трепет. Манускрипт, созданный при свечах двумя еврейскими писцами, содержит более тысячи страниц, сотни из которых украшены изображениями животных и растений на маргиналиях, замысловатыми ивритскими буквицами и полностраничными изображениями таких объектов, как золотая менора.

Конечно, чтобы разглядывать оригинал, нужно обладать определенными привилегиями: 700-летние книги, как правило, недоступны для широкой публики. А тот факт, что они по большей части носят религиозный характер и написаны на языках, которые сегодня уже не в ходу, окутывает их еще более плотным слоем непроницаемости.

Страница из Пятикнижия Ротшильда. 1296. Фото: Getty Museum
Страница из Пятикнижия Ротшильда. 1296.
Фото: Getty Museum

Экспозиция «Символы и знаки. Расшифровывая средневековые рукописи» в лос-анджелесском Центре Гетти призвана опровергнуть расхожее представление о том, что они всегда были такими таинственными. «Мы хотели показать, как средневековые люди использовали кодовые системы, — рассказывает Орсолия Меднянски, помощник куратора в отделе рукописей Центра Гетти. — Мы же понимаем эмодзи, которые используем в переписке. Если бы вы родились в той культуре, вам все было бы понятно».

На выставке рассматриваются три типа кодов — словесные, визуальные и схематические — на объектах IX–XVII веков, от немецких псалтирей до армянских евангелий. Одно каролингское Евангелие содержит столбец из четырех греческих крестов, украшенный монограммами, которые читаются как «Епископ Фолквич приказал Вальраму написать (эту книгу)». Они не имеют никакого отношения к библейскому тексту, но информативны для современного читателя. В сцене Благовещения в Кодексе Ирменгарды XI века архангел Гавриил изображен на пастельно-голубом фоне, а Дева Мария — на сиреневом: голубой цвет символизирует божественную власть, а фиолетовый — мирскую. Все просто.

Страница из Псалтири. Германия. 1240-1250.  Фото: Getty Museum
Страница из Псалтири. Германия. 1240-1250.
Фото: Getty Museum

Кураторы перемежают средневековые рукописи фотографиями из коллекции Гетти, тематика которых связана с алфавитами («Лунное предложение I» Леандро Каца, 1978), символическими атрибутами (серия Ирвина Пенна «Профессии», 1950–1951) и нотными записями (серия «Эквиваленты» Альфреда Стиглица, 1922–1934). Такой креативный кураторский подход перекликается с игривостью самих рукописей, в которых буквицы населяют наложенные друг на друга фигуры и буквы, образующие имена. По выражению Меднянски, мы имеем дело с «наслоениями знаний, информации, игры и веселья». 

Центр Гетти
«Символы и знаки. Расшифровывая средневековые рукописи»
До 10 августа

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
4
«Ситцевый край»: Иваново, Шуя, Вичуга и Южа. Наследие текстильных промышленников
Ивановская область может по-настоящему удивить. В XIX веке местные промышленники превращали затерянные в лесах села в процветающие города. Плоды их трудов чудом сохранились, а некоторые фабрики и музеи и сегодня функционируют
04.07.2025
«Ситцевый край»: Иваново, Шуя, Вичуга и Южа. Наследие текстильных промышленников
5
Садовая галерея
Частные ландшафтные сады как новый тренд, который помогают воплощать высокотехнологичные гаджеты CAIMAN
04.07.2025
Садовая галерея
6
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
7
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы до 28 июля. И пока сайт не будет обновляться, мы предлагаем посмотреть дайджест наших текстов за этот год и спланировать свой досуг и поездки
04.07.2025
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+