18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция Морозова в Самаре: диалоги и взаимные влияния

Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

В филиале Третьяковской галереи в Самаре показывают своего рода дайджест выставки, прогремевшей в ГМИИ, Эрмитаже и парижском Фонде Louis Vuitton, в уменьшенном масштабе и с новыми кураторскими акцентами

Это третья выставка в недавно открывшемся самарском филиале Государственной Третьяковской галереи, и создается отчетливое ощущение, что музей поставил перед собой сверхзадачу: каждый проект в Самаре не должен уступать предыдущему, каждый должен быть ударным, словно это премьера. На сей раз из Москвы в стены конструктивистского шедевра, фабрики-кухни 1932 года, привезли выставку, осененную именем-оберегом, волшебной фамилией, приносящей экспозициям удачу и аншлаги. Коллекция Ивана Морозова — это беспроигрышная ставка. И весьма правильно, что ее теперь решили показывать регионам — ведь московские музеи выскребли из этой везучей темы братьев-коллекционеров Щукиных и Морозовых уже решительно последние крохи.

Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Самаре показывают своего рода дайджест выставки, прогремевшей в ГМИИ, Эрмитаже и парижском Фонде Louis Vuitton, в уменьшенном масштабе и с новыми кураторскими акцентами. Это 52 работы, причем здесь и русские художники, и французские. Соответственно, экспонаты приехали не только из Третьяковки, но и из Пушкинского и Русского музеев, из Казани, Кирова, Нижнего Новгорода, Саратова и других городов. Представленные иностранные живописцы — первого ряда: Винсент ван Гог, Анри Матисс, Клод Моне, Поль Сезанн и прочие любимые авторы Морозова. Как и в предшествующем столичном проекте, они вступают в диалог с русскими импрессионистами и символистами — от Константина Коровина до Мартироса Сарьяна.

Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Как прокомментировала нашему изданию куратор выставки Татьяна Юденкова, заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи, общеизвестно, что Морозов ограничил свою коллекцию преимущественно фигуративным искусством: рамками французского импрессионизма и постимпрессионизма и русской версией импрессионизма и символизма.

Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Но в последние годы своего собирательства Иван Абрамович обратил внимание на художников-авангардистов объединения „Бубновый валет“, и эта важная сторона его коллекции раскрыта в составе выставки и ее каталоге», — уточнила Юденкова. Также куратор обращает внимание на тот факт, что создатели выставки делают попытку определения более широкого влияния морозовской коллекции на развитие отечественной живописи в 1910–1920-х годах.

Таким образом, экспозиция представляет два круга взаимодействий или взаимовлияний. Первый — современный диалог французского и русского, выстроенный самим коллекционером. А второй — это воздействие коллекции на поколение молодых русских мастеров, приходивших в его особняк и впитывавших впечатления.

Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

На выставке прочитываются явные диалоги между французами и россиянами, своего рода стилистические, а в чем-то и психологические пары: Моне и Коровин, Поль Синьяк и Николай Мещерин, Анри Кросс и Александр Головин… А общеизвестный тезис истории русского искусства о том, что мы не остались эпигонами иностранцев, а сделали качественный прорыв в авангард, в рамках этой выставки иллюстрируется хрестоматийными шедеврами, вывоз которых из родных музеев — большая редкость. 

Третьяковская галерея в Самаре
«Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда»
До 28 сентября

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
6
«Ситцевый край»: Иваново, Шуя, Вичуга и Южа. Наследие текстильных промышленников
Ивановская область может по-настоящему удивить. В XIX веке местные промышленники превращали затерянные в лесах села в процветающие города. Плоды их трудов чудом сохранились, а некоторые фабрики и музеи и сегодня функционируют
04.07.2025
«Ситцевый край»: Иваново, Шуя, Вичуга и Южа. Наследие текстильных промышленников
7
Садовая галерея
Частные ландшафтные сады как новый тренд, который помогают воплощать высокотехнологичные гаджеты CAIMAN
04.07.2025
Садовая галерея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+