18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Айвазовский в Серпухове: живописный эквивалент моря, тоже почти бескрайний

Алексей Боголюбов. «Прибой у мыса Св. Мартина». 1854. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Алексей Боголюбов. «Прибой у мыса Св. Мартина». 1854.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

В экспозиции «Море великих» можно увидеть более 70 картин известнейших художников из девяти российских музеев и частных коллекций. Среди них, помимо Айвазовского и Кандинского, — Левитан, Поленов и Боголюбов

В подмосковном Серпухове никакого моря нет — лишь реки Ока и Нара, но есть там, вероятно, неосознанное тяготение к морской стихии. Вернее, теперь уже как раз осознанное, поскольку тематическую выставку из признанных шедевров и с участием крупнейших музеев страны по случайной прихоти не сделаешь — только с твердым целеполаганием. И чем дальше от моря, тем целеполагание тверже.

Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Расцвет отечественной маринистики, пришедшийся на XIX век, непредставим без двух корифеев жанра — Ивана Айвазовского и Алексея Боголюбова. Их живопись, разумеется, можно увидеть сейчас в залах «Каретного сарая», нового выставочного пространства Серпуховского историко-художественного музея. Но встречаются здесь и не столь прославленные имена. Например, Руфин Судковский, который подавал большие надежды и в возрасте 32 лет стал действительным членом Императорской академии художеств, однако три года спустя умер от тифа. А еще в экспозицию включены работы художников чрезвычайно известных, но с маринистикой как будто совершенно не связанных — назвать хотя бы Исаака Левитана. А ведь он тоже был не чужд романтике моря, хотя в историю вошел совсем с другими пейзажными мотивами.

Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

«Идея выставки принадлежала музею, и его заслуга в том, что произведения, редко собираемые вместе, здесь образуют превосходную панораму жанра, — рассказала нашему изданию Светлана Усачева, главный научный сотрудник Третьяковской галереи и консультант выставки «Море великих». — Но я предложила все же немного уйти от марины в чистом виде и расширить контекст. Поэтому на выставке есть прибрежные и даже городские пейзажи, а также разного рода моменты, связанные с жизнью людей около моря, которые борются и сотрудничают с ним».

Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Расширение контекста действительно кажется оправданным, не зря же в песне Юрия Антонова некогда утверждалось, что «моряку даны с рожденья две любви: земля и море». И там же было сказано: «Граница между ними — порт», а это позволяет, между прочим, затронуть еще и тему советской индустриализации — как на картине Екатерины Зерновой, посвященной трудовым будням рыбзавода. Тут, конечно, возникает неминуемый контраст с более ранними трактовками приморской темы. Вот у Константина Коровина, например, преобладают импрессионистические курортные мотивы с цветами и милыми дамами. Всему свое время.

Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

По словам Светланы Усачевой, «Море великих» — своего рода путешествие, причем двоякое: географическое («от Средиземного моря до Белого») и одновременно стилевое (по разным вехам истории русского искусства). Ради этого путешествия, которое становится еще и зрительским приключением, в Серпухове собрано 70 живописных произведений из десятка источников: помимо самой принимающей стороны, экспонаты предоставили Третьяковка, Русский музей, Эрмитаж, Центральный военно-морской музей имени Петра Великого и несколько других государственных собраний, а также два частных коллекционера.

Серпуховский историко-художественный музей
«Море великих. От Айвазовского до Кандинского»
До 11 января 2026

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+