18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Морской вокзал в Петербурге вновь поднимает паруса

Силуэт Морского вокзала со временем стал восприниматься как один из символических для Петербурга.  Фото: Куликов Константин / Фотобанк Лори
Силуэт Морского вокзала со временем стал восприниматься как один из символических для Петербурга.
Фото: Куликов Константин / Фотобанк Лори
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Знаменитое здание получило статус выявленного объекта культурного наследия. Похоже, что возникший недавно в Москве тренд на сохранение построек эпохи советского модернизма добрался и до Северной столицы

Окончательно решено, что это сооружение, возведенное в Ленинграде в 1984 году, будет сохранено. Хотя еще недавно, в связи с интенсивным развитием портовой инфраструктуры, обсуждался его снос ради строительства новых объектов. Статус памятника защищает здание от уничтожения или изменения облика без согласования с органами охраны.

Решение о новом статусе Морского вокзала — часть совместной работы Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и Союза архитекторов Санкт-Петербурга по выявлению наиболее значимых образцов архитектуры 1950–1980-х годов. По мнению специалистов, вокзал достоин оказаться в реестре объектов культурного наследия как памятник регионального значения — правда, только после проведения историко-культурной экспертизы.

«Морской вокзал — знаковое сооружение, оно серьезно прозвучало в городе, и это правильное решение, — считает архитектор Никита Явейн. — Зданий постройки 1970–1980-х годов, которые могут претендовать на статус памятников, у нас не так уж много, их обязательно нужно сохранять».

Морской вокзал был построен по проекту архитектора Виталия Сохина (1925–1995) и его мастерской в ЛенНИИпроекте. Идея строительства на западной оконечности Васильевского острова такого объекта обсуждалась еще в 1950-е годы, но до реализации дело дошло только во второй половине 1970-х.

Виталия Сохина отправили в командировку по портовым городам Европы изучать архитектуру морских вокзалов. Изучать оказалось нечего: как написал в своем отчете Сохин, «оказывается, нигде в мире морских вокзалов не строят», и пояснил, что увидел лишь стеклянные павильоны на металлическом каркасе. Существовавшие в СССР Морской вокзал в Сочи или Речной вокзал в Москве не могли служить аналогами, их функция была, скорее, декоративно-развлекательной, а вокзал в Ленинграде должен был включать таможенную, пограничную и портовую службы, гостиницу на 600 мест, комплекс для конференций с кинозалом.

Был разработан оригинальный проект. В результате появился комплекс в стиле брутализм площадью 27 тыс. кв. м. Многоэтажное здание из железобетона окружают ряды лоджий, фасады которых, выполненные из легкого металла, напоминают паруса. Самой сложной частью стал шпиль, вдвое превышающий высоту здания. Шпиль весом около 80 т венчает эмблема-кораблик, отсылающая к образу Адмиралтейства. Каркас шпиля собрали из стальных элементов, облицевали титановыми листами и покрыли сусальным золотом.

Для устойчивости была разработана конструкция гасителей резонансных колебаний: в верхней части шпиля поместили специальные устройства, а нижнюю оттянули с помощью 1200-килограммового груза. При сильных ветрах верхняя и нижняя части шпиля начинают колебаться в противофазе, что исключает возможность его падения.

Здание Морского вокзала стало самой высокой постройкой города в 1980-х. Теперь экспертной комиссии предстоит определить предмет охраны.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+