18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Герой не своего времени: выставка Михаила Соколова

Из цикла "Город". 1917.  Фото: Частное собрание
Из цикла "Город". 1917.
Фото: Частное собрание
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Несоветский художник в Стране Советов: на его портретах посетители выставки найдут святого Себастьяна, Анну Каренину, героев Фенимора Купера и даже страусов из зоопарка, но ни одного пролетария и ни одной передовой доярки

Когда в перестройку пробудился интерес к прежде запрещенному авангарду 1910–1920-х, публика стала обращать внимание — наряду с главными фигурами — и на художников калибром помельче, так или иначе отдававших дань «левому искусству». И нередко оказывалось, что увлечение молодости, порой очень краткое, спустя десятилетия выглядело чуть ли не единственным ярким эпизодом в их биографиях. Но в случае Михаила Соколова (1885–1947) вышло по-другому.

Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.  Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля
Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля

Одно время он был рьяным авангардистом, причем с дореволюционным стажем, и в рисунках раннего периода ощутимы чуть ли не все экспериментальные веяния эпохи. Вот только сохранилась лишь малая часть тех рисунков: сам же автор в середине 1920-х многие из них уничтожил. Решил, что перерос коллективные тренды. Созданное им вне авангардного контекста Соколов считал гораздо более зрелым и важным. Это был его индивидуальный путь, и спустя много лет потомки (не все, не миллионы, но не столь уж малочисленные ценители) признали его вклад в искусство оригинальным и значительным. Если отталкиваться от словосочетания «художники авангарда», то Михаил Ксенофонтович Соколов — «художник арьергарда». Тут, пожалуй, уместно процитировать статью из Большой советской энциклопедии: «Арьергард решает свои задачи, как правило, самостоятельно, не рассчитывая на поддержку основных сил».

Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.  Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля
Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля

Выставка к 140-летию художника, устроенная Гослитмузеем, носит название «Потерянный временем». Михаил Соколов при жизни действительно чем дальше, тем бесповоротнее вплывал в категорию «лишних людей», в конце концов став натуральным лишенцем и лагерником. Отказ не только от установок соцреализма, но и вообще от всякой актуальности и социальной повестки был его осознанным выбором. Он ощущал себя поистине романтическим художником и стремился быть таковым. Мысленные диалоги с Шекспиром, Гофманом, Диккенсом или перекличка с Рембрандтом и Гойей волновали его куда сильнее, чем новости из советского репродуктора. Среди изображенных им персонажей посетитель выставки обнаружит святого Себастьяна, Анну Каренину, блоковскую Прекрасную Даму, героев Фенимора Купера и даже страусов из зоопарка, но ни одного пролетария и ни одной передовой доярки. Здесь пролегал рубеж, тихо им оберегаемый.

Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.  Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля
Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля

Экспозиция делится на две части: в одном зале представлены произведения из фондов Гослитмузея, в другом — из московских частных собраний, а также из фондов Ярославского художественного музея. В обоих случаях фигурирует только графика — рисунки, выполненные тушью или в смешанной технике. Именно экспрессивными работами на бумаге Соколов известен больше всего. Живопись он любил, но заниматься ею мог нечасто, поскольку полтора десятилетия до ареста обитал вместе с женой в крохотной общежитской комнатке (обустроить полученную в 1938 году мастерскую он так и не успел: вскоре за ним пришли).

Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.  Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля
Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля

Графические его циклы обычно состояли из множества листов; далеко не все из тех работ сохранились, но даже и дошедшие до нас не поместились бы в отведенном пространстве — здесь показаны небольшие выборки. В музейной части почти все они имеют отношение к литературе, которая была подлинной страстью Соколова. Правда, книгоиздатели этой страсти оценить не сумели — или не захотели. «Он единственный раз участвовал в издании книги, — рассказывает сокуратор выставки, сотрудница музея Наталья Реброва. — В 1933 году издательство Academia предложило ему оформить „Орлеанскую девственницу“ Вольтера. Художник увлеченно взялся за заказ, но в итоге ему сократили количество листов и урезали формат. Он был крайне недоволен, этот опыт стал для него первым и последним, хотя книжными иллюстрациями он занимался на протяжении всей жизни — исключительно для себя». Раритетное издание Вольтера помещено в выставочную витрину.

Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.  Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля
Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля

Еще один сокуратор, коллекционер и издатель Юрий Петухов, отвечал на выставке за экспонаты из частных собраний. В этом разделе преобладают работы как раз авангардного периода, самим автором позднее отринутого. Но и здесь уже различимы интенции, которые целиком захватили его во второй половине жизни. Особый подраздел, удивительный и уникальный, — миниатюрные лагерные рисунки 1940-х годов, выполненные на папиросной бумаге подручными материалами. Эти листочки — невероятно красивые, почти идиллические пейзажи — Соколов вкладывал в письма, отправляемые на волю. Они дошли.

ГМИРЛИ им. В.И.Даля (Дом Остроухова в Трубниках)
«Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова»
До 13 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+