18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Любо, братцы, жить: история казачества теперь музеефицирована

Женский полк (Амурские казачки Верхне-Благовещенского поселка). Военные действия в Китае. 1900 год Фото: Государственный исторический музей
Женский полк (Амурские казачки Верхне-Благовещенского поселка). Военные действия в Китае. 1900 год
Фото: Государственный исторический музей
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Государственный исторический музей 25 июня открывает в Москве новый филиал — Центральный музей российского казачества. Экспозиция рассказывает об этом историческом и социальном явлении с точки зрения современной государственной политики

История нового учреждения началась много лет назад и была терниста. Ветераны Центрального казачьего войска написали письмо Владимиру Путину с просьбой о выделении здания еще в 2013 году. Первое заседание рабочей группы по созданию музея состоялось в Российском военно-историческом обществе (РВИО) в начале 2017 года; тогда планировалось, что Музей казачества станет частью будущего музея РВИО на Большой Никитской улице. Через несколько месяцев эстафету перехватил Государственный исторический музей. Было решено, что такого рода музей будет все-таки его филиалом и разместится на Измайловском острове, в зданиях, принадлежащих ГИМ. Там Музей казачества собирались открыть в 2020 году, но в итоге от этих сроков и локации пришлось отказаться.

Идея, в отличие от многих других, не сошла на нет, ибо концепция казачества с его декларированным патриотизмом весьма важна для современной России, так что в перечне поручений президента есть и вопрос «реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества».

Центральный музей российского казачества. Фото: Государственный исторический музей
Центральный музей российского казачества.
Фото: Государственный исторический музей

В конце концов Музею казачества выделили ампирное здание в районе Пречистенки — в Большом Лёвшинском переулке, поблизости от музея-мастерской Анны Голубкиной. Это бывшее Дворцовое ведомство — императорское казенное учреждение, где располагались чиновничьи квартиры (одним из жильцов был Иван Забелин, вошедший впоследствии в число основателей Исторического музея). Приспособить строение к музейным функциям было непросто, в частности из-за недостаточно высоких потолков. Реставрация здания, являющегося объектом культурного наследия федерального значения, а также создание экспозиции заняли больше года.

Экспозицией занимался заведующий научно-экспозиционным отделом ГИМ Виктор Безотосный, один из ведущих отечественных специалистов по истории казачества и эпохе Наполеоновских войн. В 2023 году он выступал куратором выставки «Казачья гвардия — гордость Российской империи», которая была своего рода репетицией постоянной экспозиции будущего филиала и показала публике, каков будет ее характер.

Что получилось в итоге? Экспозиция площадью более 550 кв. м заняла 16 залов (общая площадь здания 1,6 тыс. кв. м). Тематически она охватила историю всех казачьих войск Российской императорской армии и даже более ранний период формирования сословия — с XV века. Географически тут представлена почти вся страна, вплоть до Владивостока, а ведь об огромном пространственном охвате казачьего расселения нередко забывают, поскольку его затмевают пиар-успехи Дона и Кубани в советском кинематографе.

Собственный Его Императорского Величества Конвой. 1860-е годы. Фото: Государственный исторический музей
Собственный Его Императорского Величества Конвой. 1860-е годы.
Фото: Государственный исторический музей

В экспозиции представлено более 800 предметов из собрания ГИМ: нумизматическая коллекция, казачьи награды (грамоты, жалованные ковши и сабли, именные медали), оружие, униформа и знамена, коллекция живописи, графики, скульп­туры, материалы из фондов письменных источников, карты, мемориальные вещи и прочее.

На первом этаже разместилось 12 залов, рассказывающих историю казачества вплоть до революции. Еще 4 зала на втором этаже посвящены оставшемуся, более смутному современному периоду — времени Гражданской и Великой Оте­чественной войн, возрождению казачества в постсоветский период; здесь говорится о казаках — участниках СВО, а также о культурном вкладе казаков в искусство, в частности о Государственном академическом Кубанском казачьем хоре.

В экспозиции музея будет широко представлен мультимедийный контент. На цокольном этаже организовано общественное пространство: видеозал, центр казачьей культуры и многофункциональный зал для проведения различных мероприятий. Как отмечают в ГИМ, новое подразделение станет методическим центром для координации музеев казачества в регионах: Забайкальском, Краснодарском, Ставропольском краях и Омской, Оренбургской, Ростовской, Челябинской и других областях.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+