18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Произведение в честь мертвого анархиста разместили в зале не по размеру

Работа Энрико Бая в Королевском дворце. Сейчас она находится в зале Музея Новеченто, куда едва поместилась. Фото: Roberto Serra / Iguana Press / Getty Images
Работа Энрико Бая в Королевском дворце. Сейчас она находится в зале Музея Новеченто, куда едва поместилась.
Фото: Roberto Serra / Iguana Press / Getty Images
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Внушительная работа итальянского художника Энрико Бая, посвященная анархисту Джузеппе Пинелли, погибшему в 1969 году, выпав из окна полицейского участка, попала на постоянное экспонирование в помещение не по размеру

Решение миланского муниципалитета поместить произведение художника Энрико Бая на постоянную экспозицию в маленьком зале Музея Новеченто вызвало волну негодования. Эта работа размером 3 на 12 м изображает смерть анархиста-железнодорожника при подозрительных обстоятельствах после того, как его задержала полиция. Критики обвиняют муниципалитет в том, что ему не хватило смелости для по-настоящему открытого разговора об одном из самых мрачных эпизодов послевоенной истории города.

В 1969 году полиция задержала Джузеппе Пинелли для допроса в связи с терактом в одном из миланских банков на площади Фонтана, в результате которого погибло 17 человек. Три дня спустя он разбился насмерть, выпав из окна четвертого этажа полицейского участка, где его содержали. По результатам расследования прокурор Джерардо Д’Амброзио постановил, что анархист (впоследствии обвинения с него были сняты) упал в обморок и потерял равновесие. Однако левые активисты утверждали, что его толкнул Луиджи Калабрези, один из трех допрашивавших его офицеров.

Произведение Бая «Похороны анархиста Пинелли» (1972) представляет собой композицию, составленную из закрепленных на доске деревянных фигур. Оно изображает падающего вниз головой Пинелли, по одну сторону от которого находятся свидетели, в том числе его жена и две дочери, а по другую — вооруженные кинжалами полицейские, изображенные в виде демонов. В этой работе, вдохновленной знаменитой «Герникой» (1937) Пабло Пикассо, есть еще один отдельный элемент — окно, обрамляющее четыре протянутые руки, которое обычно помещают над основной частью композиции.

Первоначально Бай подарил работу вдове Джузеппе Личии Пинелли, которая позднее продала ее миланскому галеристу Джорджо Маркони. По замыслу Бая, произведение должно было экспонироваться в Зале кариатид — величественном пространстве площадью 600 кв. м в миланском Королевском дворце, но выставку отменили прямо в тот день, когда должно было состояться ее торжественное открытие, — 17 мая 1972 года, после того как офицера Калабрези убили возле его дома левые боевики.

Работа отправилась путешествовать по временным экспозициям, побывав в числе прочего в Женеве, Майами и Стокгольме, пока в 2012 году не оказалась наконец в Зале кариатид. В 2017 году ее передали в дар городскому совету Милана.

Первоначально муниципалитет планировал разместить «Похороны анархиста Пинелли» в Палаццо Читтерио — открывшемся в минувшем декабре экспозиционном пространстве для искусства XX века, которое находится в ведении Пинакотеки Брера. Однако вместо этого 20 февраля произведение представили в небольшом зале на четвертом этаже Музея Новеченто в рамках постоянной экспозиции, посвященной миланскому искусству 1960–1990-х годов.

Дочь Джузеппе Клаудиа Пинелли раскритиковала этот выбор, заявив, что тесное пространство ослабляет впечатление, которое производит работа. Кроме того, она недовольна тем, что из-за недостаточной высоты потолков в зале отдельный элемент в виде окна пришлось поместить не сверху, а сбоку, у входа. «После стольких лет ожидания хотелось надеяться, что работу выставят в более заметном месте», — сказала она The Art Newspaper. Она тоже полагает, что муниципалитету не хватило смелости для прямого разговора об этой болезненной главе в истории Милана.

Дочь погибшего анархиста не единственная публично раскритиковала выбор пространства для инсталлирования работы. Бывшая глава по делам культуры в Милане Росселла Траверса назвала выбранное выставочное пространство «совершенно неадекватным», «неряшливым» и «вульгарным». Кроме того, как сообщает новостной сайт Milano Today, в ходе дебатов в мэрии член муниципалитета от Европейской партии зеленых Томмазо Горини обвинил коллег в «уродовании» произведения.

Однако Лука Костаманья, член муниципалитета от левой Демократической партии, выступил в защиту решения о перемещении работы в Музей Новеченто. «Вместо того чтобы радоваться тому, что работу наконец-то поместили в постоянную экспозицию, все только и говорят о том, что ее изуродовали», — возмутился он. Костаманья также утверждает, что по вопросу о ее размещении консультировались с семьей Бая. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+