18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»

Михаил Ларионов. «Прогулка». 1907–1908.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Михаил Ларионов. «Прогулка». 1907–1908.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку

В ходе торжественного заседания дипломатического клуба «Культура без границ: роль и развитие дипломатии культуры», которое состоялось в Москве 15 мая, было подписано соглашение о передаче в управление Нижегородскому государственному художественному музею (НГХМ) 39 произведений из коллекции Валерия Дудакова. Речь идет о работах художников-символистов, прежде всего участников объединения «Голубая роза» Николая Крымова, Павла Кузнецова, Николая Сапунова, Сергея Судейкина, Петра Уткина. Музей также получит картину Михаила Ларионова «Прогулка» (1907–1908), две части которой, неизвестно кем и когда разделенные, благодаря Валерию Дудакову вновь соединились. («Правую часть я купил в 1976 году за 2 тыс. руб., левую — через 30 лет за $50 тыс.», — рассказывал он в интервью нашей газете.) Помимо живописи и графики, дар включает скульптуру и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные Михаилом Врубелем, Сергеем Малютиным, Александром Матвеевым, Валентином Серовым.

Произведения «голуборозовцев» сам коллекционер считает лучшей частью своего собрания, которое насчитывает около 600 работ (кроме символизма это и авангард, и нонконформисты). Он давно размышлял над тем, как ею распорядиться. Изначально дар был предложен ГМИИ им. А.С.Пушкина, когда им заведовала еще Ирина Антонова, но договориться так и не удалось. Тогда Валерий Дудаков задумал передать «Голубую розу» на ее, можно сказать, родину, в Саратов, где родились и сдружились Кузнецов, Матвеев и Уткин — художники, работавшие под влиянием их земляка Виктора Борисова-Мусатова и составившие впоследствии ядро объединения.

Произведения «голуборозовцев» сам коллекционер считает лучшей частью своего собрания, которое насчитывает около 600 работ. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Произведения «голуборозовцев» сам коллекционер считает лучшей частью своего собрания, которое насчитывает около 600 работ.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

«Пять лет я вел переговоры с саратовским музеем, но все застопорилось. В городе уже снесли здание, на месте которого должно было быть возведено новое, под „Голубую розу“. Территория давно огорожена, вырыт котлован, а движения никакого нет, — поделился с нами историей передачи дара Валерий Дудаков. — Получилось так, что совсем недавно я, выехав в Нижний Новгород на выставку моего старого товарища Юрия Купера, познакомился там на открытии с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным. Я изложил ему свою обеспокоенность судьбой коллекции, и он принял уже реальные, решительные шаги к этому делу. Не обещая мне того, что я хотел от Саратова, то есть отдельного здания, он сказал, что коллекцию можно разместить в пределах Нижегородского государственного художественного музея. Вот вам и ответ, почему появился Нижний Новгород».

Досье
Валерий Александрович Дудаков

Коллекционер, искусствовед

Родился в 1945 году

Окончил полиграфический техникум и искусствоведческое отделение истфака МГУ им. М.В.Ломоносова

1960-е начал собирать коллекцию: среди первых приобретений были работы художников-нонконформистов, затем собрание стало пополняться произведениями художников объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства»

1973 стал главным художником фирмы «Мелодия», оформлял конверты пластинок

1987–1993 работал в Советском (затем — в Российском) фонде культуры, заведовал отделом частных коллекций, проводившим выставки в СССР и за рубежом; создал при фонде Клуб коллекционеров; консультировал отделы русского искусства ведущих аукционных домов

С 1997 был художественным, затем генеральным директором галереи «Новый Эрмитаж»

2019 стал почетным членом Российской академии художеств

2021 открыл галерею «Непокорные», где показывает работы художников-нонконформистов из своего собрания

Еще…

Пока заключено предварительное соглашение, или так называемый протокол о намерениях, который должен быть реализован к 1 сентября. К этому моменту в правом крыле здания НГХМ, которое находится на площади Минина и Пожарского и представляет искусство XX века, должны подготовить несколько залов с отдельным входом, где разместится новый Музей русского символизма.

В правом крыле здания НГХМ должны подготовить несколько залов с отдельным входом, где разместится новый Музей русского символизма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
В правом крыле здания НГХМ должны подготовить несколько залов с отдельным входом, где разместится новый Музей русского символизма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

«Хочу отдельно подчеркнуть, что за весь период своего существования наш музей еще ни разу не пополнялся столь значительной и ценной, профессионально отобранной коллекцией русского искусства, — отметил генеральный директор НГХМ Роман Жукарин. — Она не только дополнит собрание Серебряного века, но и восполнит некоторые его лакуны. Так, в музее до сих пор не были представлены работы Михаила Врубеля, Сергея Судейкина, Василия Милиоти, Николая Рябушинского, Николая Феофилактова, отсутствовали живописные полотна Петра Уткина и Артура Фонвизина. Так же, как и не было аналогов передаваемым редким предметам пластики и декоративно-прикладного искусства. Думаю, что значение этого события будем оценивать не только мы, но и наши потомки».

В левом крыле НГХМ тем временем разместится библиотека, основу которой составят книги, собранные Валерием Дудаковым, — она будет носить его имя. «Я готов передать где-то в районе 1,5–2 тыс. книг. Это издания по искусству от конца XIX века вплоть до современности, включая книги мирискусников, многотомники Игоря Грабаря, журналы „ЛЕФ“, книги конструктивистов, редкие каталоги Поповой, Родченко, иллюстрированные книги издательства Academia и искусствоведческую литературу, вышедшую при советской власти. Там будут и книги, посвященные современному искусству, но это уже лишь толика, некое дополнение к основному вкладу», — сообщил нам коллекционер. По его словам, к пополнению библиотеки присоединяются и другие люди, в том числе наследники художников.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+