18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности

Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена.  Фото: Musée national Marc Chagall
Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена.
Фото: Musée national Marc Chagall
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Уже не первый год французские музеи играют в парфюмеров, используя различные ароматы в качестве экспозиционных инструментов. У этих запахов свои познавательные и драматургические функции, требующие иной раз не только благоухания

В последние годы культурные институции во Франции все чаще обращаются к ольфакторному — связанному с восприятием запахов — опыту посетителей, иногда намеренно провоцируя их запахами, чтобы впечатление от выставки дольше оставалось в памяти.

В прошлом году Национальный морской музей представил обновленную постоянную экспозицию, дополненную эксклюзивной коллекцией запахов, которые сопровождают гостей на протяжении всего посещения. Однако, как заявила в интервью Дельфина Рабат, дизайнер интерьеров и глава агентства Casson Mann, которое участвовало в реконструкции музея, «ольфакторный опыт публике никогда не навязывается, посетителей предупреждают о том, что запахи могут быть порой резкими, неприятными». Например, в зале, посвященном затоплению нефтяного танкера Prestige в 2002 году, можно нажать на кнопку и в воздухе запахнет нефтью. Этот аттракцион призван привлечь внимание к экологическому кризису.

А Национальный музей Марка Шагала в Ницце в честь своего 50-летия призвал творческих людей разных профессий черпать вдохновение из его художественной коллекции. Так, Жан-Клод Эллена, бывший парфюмер Hermès, создал пять ароматов на основе розы как оммаж шагаловской серии «Песнь песней». «Парфюмерия — это искусство, а парфюмеры — художники», — уверен Грегори Кудерк, научный руководитель музея. Перед каждым полотном Шагала поставили стулья, на которых разместили стаканчики с ароматизированными бумажными полосками, предложив посетителям присесть и вдохнуть композиции от Эллена.

Правда, музеям не всегда удается достичь желаемого результата. Некоторые посетители выставки «Вечный Альфонс Муха», проходившей в 2023 году в парижском Гран-пале Иммерсиф, жаловались на то, что цветочный аромат, созданный TechnicoFlor как воплощение чувств чешского художника к актрисе Саре Бернар, казался кричащим и неуместным. «Я не понимаю, каким образом смесь розы, камелии и жасмина символизирует их отношения, — заявил тогда один французский искусствовед. — Еще больше раздражало то, что пришлось совать нос в дырку, просверленную в стене».

Марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы. Фото: Sophie Lloyd/Мusée de la Chasse et de la Nature
Марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы.
Фото: Sophie Lloyd/Мusée de la Chasse et de la Nature

Похоже, заигрывание с ароматами на выставках началось с Музея изящных искусств в Ла-Рошели, где в 2016 году появился целый «ольфакторный стол», который должен был помочь слабовидящим посетителям оценить экспонаты. Через год марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы. Один из них, «Аромат единорога», содержал кастореум — вещество, которым бобры метят территорию. Посетители с удивлением отмечали, что аромат скорее приятный, чем отталкивающий.

На фестивале искусств в Нанте в 2021 году его тогдашний арт-директор Жан Блез предложил публике выбрать лучший из трех изготовленных на заказ ароматов, которые представили в замке герцогов де Бретань. В результате голосования победила композиция Бертрана Дюшофура с нотками магнолии, цитрусовых, розовых ягод, рома, пачулей и ветивера. Кажется, запахи и правда манят: фестиваль посетило более 300 тыс. человек. Основанный Блезом фестиваль под открытым небом породил дюжину подобных мероприятий по всей Франции.

В сувенирном магазине при Национальном морском музее запасы камешков, пропитанных ярким ароматом «Морской шлейф» на основе водорослей, который придумал парфюмер Нат-Али Лорсон, раскупают с завидной скоростью. «Мы хотели дать публике возможность прикоснуться к морской истории и привезти домой частичку музея», — говорит директор институции Тьерри Гассерон.

Похоже, эта мода в ближайшее время вряд ли выветрится. Diptyque, французский бренд ароматов, уже открыл фонд, в задачи которого, по словам его президента Лоранс Семишон, входит сотрудничество с культурными институциями для «разработки ольфакторных проектов, способствующих диалогу между искусством и природой».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+