18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Дом Наркомфина отбрасывает историко-художественную «Тень»

Проект «Несущие конструкцию». Михаил Добровольский. «Тень» в Доме Наркомфина. Фрагмент.  Фото: Варвара Топленникова / Музей современного искусства «Гараж»
Проект «Несущие конструкцию». Михаил Добровольский. «Тень» в Доме Наркомфина. Фрагмент.
Фото: Варвара Топленникова / Музей современного искусства «Гараж»

В пространстве знаменитого памятника конструктивизма музей «Гараж» представил новый проект из серии «Несущие конструкцию». На этот раз наследие архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса взялся осмыслять художник Михаил Добровольский

Легендарное здание на Новинском бульваре после реставрации, завершившейся в 2020 году, обрело новых жильцов, но не перестало быть памятником архитектуры. Этот статус для широкой аудитории проявляется в разных формах, например с помощью регулярных экскурсий по внутренним пространствам. А с лета 2024 года появился еще один способ знакомства с историей Дома Наркомфина: Музей современного искусства «Гараж» запустил здесь серию художественных проектов «Несущие конструкцию» под кураторством Эльмиры Минкиной. Сначала художница Катя Рыблова в проекте «Переход цвета» анализировала колористические особенности конструктивистских интерьеров, затем Игорь Самолет в «Архитектуре отношений» строил свои объекты, собирая в единое целое модернистские формы и исторические сюжеты.

Проект «Несущие конструкцию». Михаил Добровольский. «Тень» в Доме Наркомфина.  Фото: Варвара Топленникова / Музей современного искусства «Гараж»
Проект «Несущие конструкцию». Михаил Добровольский. «Тень» в Доме Наркомфина.
Фото: Варвара Топленникова / Музей современного искусства «Гараж»

Третьим эпизодом программы стал проект «Тень» Михаила Добровольского. Для реализации замысла художник на некоторое время поселился в одной из «ячеек», как изначально назывались квартиры в Доме Наркомфина. По словам автора, живя здесь, он «собирал фотографии, собирал звук», а еще исследовал чертежи и другие архивные материалы. Это была своего рода арт-резиденция, результаты которой теперь предъявлены публике. «В основе всего — мои размышления на тему узлов и конструкций этого дома, а также людей, которые его посещали и посещают», — пояснил Михаил Добровольский в ходе презентации проекта.

Главным итоговым произведением стало пятиметровое графическое «полотно», составленное из 250 листов. Они изначально были скреплены в скетчбуки, но теперь образуют единую плоскость, которая колышется и слегка шуршит. Коллаж из соединенных между собой рисунков, переведенных в шелкографию или нанесенных вручную поверх печати, являет собой микс, где прихотливо соединены технические чертежи и детали интерьеров с силуэтами людей, которые, по выражению Михаила Добровольского, «сделаны намеренно неузнаваемыми». Впрочем, угадать отдельных персонажей все-таки возможно. Например, Моисея Гинзбурга, проектировщика здания. Этот опус представлен сейчас в коммунальном блоке Дома Наркомфина вместе с авторским «саунд-ландшафтом» — плодом того самого «собирания звука».

Проект «Несущие конструкцию». Михаил Добровольский. «Тень» в Доме Наркомфина.  Фото: Варвара Топленникова / Музей современного искусства «Гараж»
Проект «Несущие конструкцию». Михаил Добровольский. «Тень» в Доме Наркомфина.
Фото: Варвара Топленникова / Музей современного искусства «Гараж»

Продолжение проекта ждет посетителей и в жилом блоке. Здесь в коридоре повешены три живописные работы небольшого формата, запечатлевшие почти случайные, как кажется зрителю, фрагменты дома и прилегающей территории (краткий авторский комментарий к ним: «Я решил, что если фотография получилась плохая, то живопись с нее должна получиться хорошей»). А в ячейке «П» устроена лаконичная экспозиция, где те же шелкографии, что и на большом «полотне», присутствуют камерно и выборочно. На стендах они соединены с переизданиями старых номеров журнала «Советская архитектура»; в каждом экземпляре — закладки, указывающие на избранные места из статей Гинзбурга и других архитекторов. Этими текстами вдохновлялся Михаил Добровольский во время работы над проектом.

Проект «Несущие конструкцию». Михаил Добровольский. «Тень» в Доме Наркомфина.  Фото: Варвара Топленникова / Музей современного искусства «Гараж»
Проект «Несущие конструкцию». Михаил Добровольский. «Тень» в Доме Наркомфина.
Фото: Варвара Топленникова / Музей современного искусства «Гараж»

Его нельзя назвать интервенцией в пространство Дома Наркомфина, но все же он сайт-специфичен, то есть этим пространством обусловлен и к нему привязан. В проекте «Тень» обнаруживаются элементы исследования — только оно не научное, а сугубо художественное: автор изучает буквально все, что попадается под руку или встречается на пути, чтобы почувствовать дом изнутри, вжиться в него и транслировать свои впечатления об опыте, который он называет «интересным и довольно странным».

Проект «Несущие конструкцию». Михаил Добровольский. «Тень» в Доме Наркомфина.  Фото: Варвара Топленникова / Музей современного искусства «Гараж»
Проект «Несущие конструкцию». Михаил Добровольский. «Тень» в Доме Наркомфина.
Фото: Варвара Топленникова / Музей современного искусства «Гараж»

Посещение этой выставки возможно только в составе группы с медиацией; расписание сеансов и регистрация — на сайте Музея современного искусства «Гараж».

Дом Наркомфина
«Несущие конструкцию». Михаил Добровольский. «Тень»
До 20 июля

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+