18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Встреча археологии с авангардом проходит в Музее на набережной Бранли

Пабло Пикассо. Рисунок обложки журнала Minotaur.  Издание Альберта Скира (Париж), 1933. Фото: gallica.bnf.fr / Bibliothèque nationale de France
Пабло Пикассо. Рисунок обложки журнала Minotaur. Издание Альберта Скира (Париж), 1933.
Фото: gallica.bnf.fr / Bibliothèque nationale de France
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Экспозиция в парижском музее рассказывает о новых способах понимания мира, которые начали изобретать художники, этнографы, археологи и кураторы в период затишья между 1919 и 1939 годами

В какой-то момент в 1934 году швейцарский скульптор Альберто Джакометти, незадолго до этого похоронивший своего отца, начал работу над странной фигурой, сидящей на громоздком троне с невидимым предметом в руках. Джакометти чувствовал, что работа не идет, и уже собирался уничтожить скульптуру, но, оказавшись однажды вместе с французским писателем и поэтом Андре Бретоном на блошином рынке Сент-Уан в Париже, увидел там противогаз времен Первой мировой войны. Так, совершенно неожиданно он нашел для скульптуры лицо. Фигура (известная как «Невидимый объект», или «Руки, держащие пустоту») выкристаллизовалась в бытие, в вопрос, увековеченный в бронзе и пустоте.

Женская маска. Гвинея, Африка. Фото: Claude Germain/ Мusée du quai Branly – Jacques Chirac
Женская маска. Гвинея, Африка.
Фото: Claude Germain/ Мusée du quai Branly – Jacques Chirac

Экспозиция «Объекты — способы видеть», открывшаяся в парижском Музее на набережной Бранли, задает вслух немой вопрос, который ставит работа Джакометти: что такое произведение искусства? «Эта фигура сгорбилась над отсутствием, пустотой, — говорит одна из кураторов выставки, Эффи Ренцу, — но все определяет именно эта пустота».

В период между 1919 и 1939 годами Париж был эпицентром беспрецедентных и колоссальных изменений в самых разных сферах. «Хаос Первой мировой войны потряс основы повседневной жизни и социума, подорвав все ценности, — говорит Ренцу. — На этом фоне поднялась волна экспериментов вокруг того, что может считаться искусством». Сюрреализм правил бал. Тем временем европейский колониальный экспансионизм и массовое промышленное производство привели к наплыву всевозможных объектов, которые традиционно не считались предметами искусства. «Впервые в истории человечество оказалось в окружении такого огромного количества вещей», — говорит куратор.

Идол. Киклады, Парос. 2700/-2300 гг. до н. э. Фото: Stéphane Maréchalle / GrandPalaisRmn (Мusée du Louvre)
Идол. Киклады, Парос. 2700/-2300 гг. до н. э.
Фото: Stéphane Maréchalle / GrandPalaisRmn (Мusée du Louvre)

Выставка рассказывает о новых способах понимания мира, которые начали изобретать художники, этнографы, археологи и кураторы. Это не исторический обзор, а своего рода группа констелляций вокруг четырех междисциплинарных тем: территория, раскопки, cadavre exquis (игра сюрреалистов «изысканный труп») и музей.

Посетителей ждут архивные документы (связанные с тремя главными художественными журналами: Cahiers d’Art, Documents и издание сюрреалистов Minotaure), археологические материалы (в том числе из этнографической экспедиции по маршруту Дакар — Джибути, предпринятой в начале 1930-х годов), этнографические объекты (кикладский идол, конголезская магическая статуя XIX века) и произведения искусства, которые создавали, вдохновляясь ими, такие художники, как Джакометти, Жан Арп и Ман Рэй.

Зооморфная маска. Мали, Бамана. 1926. Фото: Claude Germain/ Мusée du quai Branly – Jacques Chirac
Зооморфная маска. Мали, Бамана. 1926.
Фото: Claude Germain/ Мusée du quai Branly – Jacques Chirac

По словам Полины Космадаки, сокуратора выставки, «в этот период рождается совершенно новая методология, иной подход к взаимодействию со всем, с чем вы сталкиваетесь, будь то город, новая страна, новый континент, ваше собственное окружение или художественное движение». 

Музей на набережной Бранли — Жак Ширак
«Объекты — способы видеть: археология, этнология, авангард»
До 22 июня

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+