18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Агния Стерлигова: «В архитектуре впечатлений не нужно видеть только броскую визуальность»

Агния Стерлигова. Фото: Planet9
Агния Стерлигова.
Фото: Planet9

Архитектурное бюро Planet9 — ведущий игрок в области экспозиционного дизайна в России — выпустило альбом «Архитектура впечатлений», фолиант весом 3,5 кг. Создатель и руководитель бюро Агния Стерлигова рассказала об этом издательском проекте

Агния, как возникла идея книги?

Бюро Planet9 приближалось к своему десятилетнему юбилею, и хотелось достойно отметить важную дату. Я, как человек, окончивший архитектурный вуз, всегда считала, что бюро станет по-настоящему значимым, если о нем издадут книгу.

Мы с Александром Кармаевым обратились к издателю Даниле Стратовичу и искусствоведу Людмиле Луниной, и в процессе обсуждений постепенно родилась идея взглянуть на историю бюро шире: не просто перечислить все наши выставочные проекты (в одной части книги), но и осмыслить контекст, в котором развивается вся индустрия (и посвятить этому отдельную часть).

Вы имеете в виду музейный бум в России?

Да. Меня искренне поражает, как быстро экспозиционный дизайн в нашей стране из точки «ничего не слышали, не знаем, это все неважно» пришел к сегодняшнему положению, когда практически в каждом региональном музее, не говоря уже о столичных, оформлению выставок уделяется серьезное внимание.

При отсутствии какого-либо фундаментального образования в этой области мы видим, как самые разные специалисты — архитекторы, театральные режиссеры и сценографы, графические и IT-дизайнеры, художники по свету, кураторы — стягиваются в область музейно-выставочного проектирования.

Это совершенно не означает, что проекты получаются обязательно яркими и запоминающимися. Все-таки в архитектуре впечатлений (так мы называем выставочную сценографию) не нужно видеть только лишь броскую визуальность. Главное слово здесь — архитектура, то, что нас окружает, что является основой для передачи самых разных смыслов.

Когда десять лет назад я пришла в эту область, специалистов можно было пересчитать по пальцам одной руки. В прошлом году журнал «Проект Россия» выпустил альманах «100 лучших проектов, идей, концепций. 2021–2024». Добрую его половину составили именно выставки, экспозиционный дизайн. У нас в книге о самых ярких примерах из этого списка рассказала главный редактор журнала Юлия Шишалова.

Работа архитекторов в музеях стала, с одной стороны, обязательной, а с другой — престижной, все больше выпускников архитектурных вузов выбирают интерпретационный дизайн своей специализацией.

Оформление выставки «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры». Фото: Planet9
Оформление выставки «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры».
Фото: Planet9

У акцентного выставочного дизайна есть и противники. Галерист Ильдар Галеев назвал вас «бандой господ оформителей» за слишком броское оформление выставки Альбрехта Дюрера.

Эта выставка в Историческом музее в 2021 году привлекла большое количество зрителей, в том числе молодежь, которую непросто заманить на гравюры. После нее бюро Planet9 оказалось у всех на слуху. Противники найдутся у любого подхода. Например, коллекционеры не жалуют кураторские концепции. Но сама дискуссия говорит о возросшем интересе к этой теме.

Были ли у российского музейно-экспозиционного взлета, на ваш взгляд, какие-то этапы и реперные точки?

Переломным моментом было открытие в 2012 году Еврейского музея и центра толерантности в Москве. Автором проекта выступило легендарное американское бюро Ralph Appelbaum Associates. Они же сделали и музей Ельцина в Екатеринбурге (открылся в 2015 году. — TANR). Всех тогда поразило, что музей может не иметь в коллекции ни одного шедевра и все равно быть захватывающим только благодаря экспозиционному дизайну. К нам в Planet9, когда мы проектировали музеи, первое время приходили с вполне конкретным запросом: сделать экспозицию как в Еврейском музее.

Еще одним маркером была «очередь на Серова» в 2016 году. Она показала, что Россия живет в новой ситуации — в экономике впечатлений, частью которой являются как раз музеи, выставки и архитектура. С описания этого глобального феномена начинается наша книга: об экономике впечатлений рассказала Елена Волкова-Янссон, финансовый консультант, десять лет проработавшая в российском офисе PwC.

Вы не расскажете о других авторах?

Они все замечательные. Для книги дали интервью Зельфира Трегулова и Ник Ильин, которые в представлении не нуждаются. Анна Броновицкая, чьи лекции я так любила в МАРХИ, рассказала, с чего, собственно, все началось — о зарождении и развитии Всемирных выставок. Людмила Лунина — об экспозиционных опытах Эль Лисицкого, который на полвека обогнал свое время. Алексей Тарханов — о позднебрежневских экспериментах в этой области, наших легендарных предшественниках — Евгении Розенблюме и его Сенежской студии. И это тоже прекрасная статья, потому что Алексей не просто легендарный глава отдела культуры «Коммерсанта», но и был очевидцем описываемых событий, к тому же он архитектор по образованию. А я отлично помню, как в середине 1990-х нас, школьников, водили в музей Маяковского в Москве. Мы ехали туда скучать — и вдруг увидели тотальную инсталляцию на пять этажей!

Хранитель итальянской гравюры в Эрмитаже Василий Успенский (мы постоянно приглашаем его в свои проекты как консультанта и куратора) написал о выставочном дизайне с точки зрения музейного куратора. Екатерина Первенцева, защитившая в свое время диссертацию о визуальной составляющей художественного дискурса, изложила собственное видение будущего музеев. И я, как практик, рассказала о самых заметных зарубежных выставках за последние десять лет — то, что мы в бюро постоянно обсуждаем. Я много путешествую, стараюсь не пропускать интересные выставки и со всей ответственностью утверждаю: музейно-выставочный дизайн в России — один из лучших в мире.

Альбом «Архитектура впечатлений». Фото: Planet9
Альбом «Архитектура впечатлений».
Фото: Planet9

Наша книга не претендует на всеохватность, но дает представление о ключевых моментах выставочного дизайна за последние примерно 180 лет. Впрочем, у меня всегда было чувство, что все придумано еще раньше. Храмы в Луксоре и Карнаке в Древнем Египте — выдающиеся примеры архитектуры впечатлений: они создавались так, чтобы вызывать у зрителя сильные переживания и эмоции.

А как же работы Planet9?

Избранные проекты архитектурного бюро Planet9 вошли в другую часть книги. За десять лет работы мы сделали около 180 выставок и несколько больших музеев. Мы отобрали лучшее и попытались все четко структурировать. Иногда это выглядит упрощением, в книге есть главы «Когда предметов много, и они разные» или «Очень большие и очень маленькие выставки», но придумано это, исключительно чтобы облегчить читателю навигацию.

Мы взяли интервью у сотрудников бюро, даже у тех, кто уже у нас не работает, но был причастен к опубликованным проектам. Мне хотелось показать нашу команду, где каждый участник — яркая индивидуальность и самостоятельная творческая единица.

У книги приметный дизайн. Как он получился?

Когда были написаны первые статьи, к проекту присоединился наш давний партнер дизайнер Дмитрий Мордвинцев (ABCdesign). Он и придумал необычную форму — книгу-перевертыш в твердом переплете. На мой взгляд, это была совершенно гениальная идея, равнозначная явлению «архитектура впечатлений». Этой книгой Мордвинцев буквально продемонстрировал силу интерпретационного дизайна.

Что касается обложки, то ее напечатали в семь красок с использованием двух пантонов. В книге много технологических тонкостей, печать была сложной, долгой и дорогой. Но мы ни в одном пункте не пошли на упрощение. Как первый раз Мордвинцев показал двойную структуру книги, так она и дошла до реализации, включая розовый и синий цвета обрезов и серебряную ламинацию обложки.

Оформление выставки «Цой. Путь героя». Фото: Planet9
Оформление выставки «Цой. Путь героя».
Фото: Planet9

В последнее время бюро Planet9 выступает в роли продюсера: вы сделали громкие выставки о Викторе Цое, Алексее Балабанове, русском балете (получила Премию The Art Newspaper Russia в номинации «Выставка года»), а совсем недавно — грандиозную выставку «Лед. Жизнь» в «Севкабель порту» в Петербурге. Означает ли это, что вы отойдете от музейного проектирования?

Музейное проектирование для нас абсолютно фундаментально, потому что дает возможность работать с ключевыми музеями, с лучшими кураторами, с невероятными произведениями искусства. Мы только что оформили выставку «Драгоценности! Блеск русского двора» в Историческом музее, и я получила огромное удовольствие, работая с прекрасными экспонатами: образцами ювелирного искусства, живописью, роскошными платьями и аксессуарами, которые прибыли в Москву из Эрмитажа. Причем параллельно в Историческом музее, в другом здании, шла выставка современных ювелирных работ из Гохрана, и мы две эти площадки оформили в одном ключе, чтобы между ними была перекличка.

Продюсерские проекты — другой жанр, другая степень риска и ответственности. Мы там можем контролировать буквально все: от разработки концепции до поведения смотрителей в залах. Так что одно не исключает другого.

Вы довольны своим издательским опытом?

Пока мы только начали распространять книгу в профессиональной среде, отклики от коллег только положительные. «Архитектура впечатлений» получилась не просто о бюро Planet9, но во славу профессии в целом. Я очень жду ее «широкого проката», когда книга появится в музейных магазинах. Вот тогда можно будет судить точнее.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
6
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+