18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эллайя: «Отсутствие хитрости и есть самая великая хитрость»

Эллайя в окружении своих творений. Фото: архив художника
Эллайя в окружении своих творений.
Фото: архив художника

Художник Эллайя, стремительно набирающая популярность, рассказала о собственной версии «духовного в искусстве», философских основаниях своего творческого подхода, а также о трудностях и открытиях, ожидающих художника-абстракциониста на его пути

Как успешная в бизнесе женщина превратилась в художника? В чем причина вашей неожиданной трансформации?

В родной деревне Шиуши в Чувашии наша семья считалась состоятельной, поэтому лидерские качества характера и понимание определенного положения в социуме сформированы моим детством. В свои 35 лет, уже живя и работая в городе, я добилась неплохих результатов в бизнесе, хотя на самом деле команда упрекала меня в слишком творческом подходе. Но для меня отдушиной в бизнесе всегда были именно творческие проявления и сюжеты. Поэтому не «неожиданная трансформация», а, можно сказать, затянувшееся возвращение, или долгий путь к себе. Сейчас ясно: я рождена быть художником.

Как возник псевдоним Эллайя и что он означает?

Примерно лет в 11–12 я узнала, что мама сначала записала меня Эллой, но имя вызывало негативные ассоциации, и мама звала меня Эллайечкой. Папа был тогда председателем совхоза и через какое-то время принес домой новое свидетельство о рождении уже с другим именем. А псевдоним Эллайя родился во время консультации с астрологом. Тогда же я узнала, что, если буду творить с намерением улучшать пространство и общество, у меня будет благословение, в противном случае останусь безо всех энергетических ресурсов, в том числе без здоровья и творчества.

Какое послание миру несут ваши работы, в чем миссия творца?

Я много посещала выставки современного искусства, и мне далеко не все нравилось. От отчаяния внезапно я решила, что должна сама научиться создавать такое современное искусство, которое мне понравится. Эта идея просто поглотила меня, и примерно десять лет назад были закуплены холсты и краски, началось безумное — в прямом смысле слова — творчество. Оно меня завораживало, радовало и в то же время немного пугало…

Эллайя. «Утро влюбленной женщины» (фрагмент). 2022. Фото: архив художника
Эллайя. «Утро влюбленной женщины» (фрагмент). 2022.
Фото: архив художника

Уже прошло два десятка моих выставок, и вот на очередной мне удалось отрешенно погулять в роли посетителя. Я поймала себя на чувстве необычайной радости: наконец-то мне все очень-очень нравится! И нравится не только мне. На выставку приходили люди целыми семьями. Неузнанная, я ходила среди посетителей, видела реакции каждого зрителя, видела, что мое искусство вызывает яркие эмоции у незнакомцев. Особенно запомнился случай: мальчик лет 13–14 пришел с бабушкой, фотографировался почти около каждой картины и говорил: «Ба, давай эту купим в мою комнату». Ответ его бабушки меня тоже поразил: «Даже не думай! Это же очень дорого!» Я не выдала себя и не спросила, почему она так думает, ведь цены не были указаны.

С кем из художников прошлого вы находитесь в диалоге, кого считаете своим учителем?

На самом деле, с учетом реализуемых мною направлений в живописи, я стараюсь не созерцать работ современных художников, чтобы, так сказать, не загружаться чужими идеями. Но у меня есть любимые авторы. А как же без них! Моя «точка сборки» — русские передвижники. У меня с ними союз, или, если угодно, договор. Именно наши классики реализма вдохновляют меня, позволяют перенимать у них лучшие интенции, выразительные эмоциональные каскады и контексты. Однако я очень хорошо понимаю, что я с ними в союзе ровно до тех пор, пока мои собственные работы оригинальны и аутентичны. Планка высока…

Почему именно абстрактное искусство стало языком ваших философских работ?

Для меня вся неприкрытая иллюзия реальности и есть то самое «все и ничто», чем по сути своей является абстрактное искусство. В абстрактной композиции можно на маленьком холсте выразить мое чувство, показать величие и множество миров, трагедию и радость, гармонию и хаос нескольких вселенных одновременно. Абстракция для меня — это язык возможностей, язык моей системы восприятия и выражения мира.

Эллайя. «Старое и Новое». 2023. Фото: архив художника
Эллайя. «Старое и Новое». 2023.
Фото: архив художника

В чем секрет вашей необычайно быстрой и яркой художественной карьеры: 12 персональных и 40 коллективных выставок за 5 лет?

«Всегда говори да». Шутка. Личная стратегия была наверняка только в одном: еще не открыв первый в своей жизни тюбик краски, я без стеснения выразила миру чистое намерение — «хочу оставить наследие, свой след в истории». Большинство людей, включая моих родных, воспринимало это как великую неадекватность. Я их понимаю и сочувствую им. И себе. Сейчас мне тяжело вспоминать все, что происходило в те годы, кроме того, что работала в мастерской по 15 часов в сутки. Из-за «стратегии Чапаева» вляпывалась в самые разные нелепые ситуации — этому способствовали мой неуемный энтузиазм и нескрываемая радость. Я ощущала причастность к «великим творцам» — так я воспринимала каждого, кто назвал себя художником. Спасало одно: «отсутствие хитрости и есть самая великая хитрость».

На вашем творческом пути все получалось гладко и само собой или вам пришлось преодолевать косность и неприятие современников?

Приходилось и приходится, но такова стезя творца, и с этим ничего не поделаешь! Не хочется о грустном, но в любом случае самая большая работа ответственного художника — это работа над собой и с собой. Работа над видением, над своей философией. Помимо самодисциплины, железной воли, умения накапливать психическую энергию, важно иметь намерение и веру. Сегодня мы многое знаем о том, как все великие художники преодолевали лишения и трудности. То есть, глядя из настоящего в прошлое, на тех же передвижников — а мы любим и почитаем представителей нашего русского искусства, — мы размышляем: все ли было в их жизни хорошо? Конечно, нет. Поэтому я уверена: и тогда, и теперь, и в будущем художник может творить только с верой в себя.

Что вы посоветуете начинающему художнику?

Важна ответственность за создаваемое искусство. Художник обязан научиться преодолевать энтропию этого мира во что бы то ни стало… Причем во всем. Кроме наращивания профессионализма есть множество крайне важных вещей… Ведь, по сути, искусство — это смысловое пространство и духовность. Многие начинающие творцы этого не понимают, для них ответственность ограничивается пространством холста.

Эллайя. «Духовное восхождение» (фрагмент). 2022. Фото: архив художника
Эллайя. «Духовное восхождение» (фрагмент). 2022.
Фото: архив художника

Как вы относитесь к генеративному искусству, виртуальной реальности?

Ничего нового я тут не скажу. Новые технологии — это интересно! Другое дело, орудием каких сил все это может стать? Меня волнует наше будущее. Сто двадцать лет назад один духовно просветленный человек сказал, что человечество в очередной раз выбрало путь самоуничтожения и только 3–5% людей способны выбрать истинно духовный путь развития. Большинству некогда вообще задуматься, куда мы все идем. Мы же просто гениально умеем вгонять себя в еще большую суету выживания и зарабатывания денег!

При всей широте понятия «искусство» я бы не стала использовать вместе слова «искусство» и «генерация». Для меня это прямое и наивное обесценивание искусства. Я, как творчески состоятельный человек, чувствую и знаю: искусство — плод значительных и долгих усилий, а не бездушное генерирование изображений программой, создающей свои варианты из предзаданных каталогов, установок и параметров. Ценнее живой энергии творца не было и не будет ничего. Поэтому творить надо с чистой душой и самой душой. А виртуальная реальность как феномен существует. Это бесспорно. При этом нельзя забывать, что полезность, необходимость и перспективы развития этой реальности полностью и безусловно зависят от человека.

Эллайя. «Иллюзорность» (графический триптих). 2020. Фото: архив художника
Эллайя. «Иллюзорность» (графический триптих). 2020.
Фото: архив художника

Ваши творения наполнены музыкой. Как влияет стихия звука на творчество?

У меня были замечательные эксперименты под самую разную классическую музыку. Серии под музыку Паганини, к примеру, меня обескуражили: мои абстракции выглядели натюрмортами. Были серии под разные мантры. Это интересные впечатления и работы. Но уже два года я творю в полной тишине. Особенно уютно творится в дождливую погоду и долгими зимними ночами.

Где и когда поклонники и коллекционеры смогут вживую прикоснуться к вашему творчеству?

Планов творческих реализаций и коллабораций очень много: выставки-то проходят регулярно. Мои работы представлены в российских галереях и за рубежом, география присутствия моих работ расширяется. Я участвую в топовых российских и международных ярмарках искусства. Буду стараться вовремя обновлять информацию о ближайших событиях с моим участием на своем сайте и в Telegram-канале.

Скажете напоследок что-нибудь именно для читателей The Art Newspaper Russia?

Я считаю, что счастливое общество — это не утопия. Думаю, что всем авторитетным институциям, а также блогерам и другим инфлюэнсерам необходимо объединиться и внедрить в общественный нарратив важный параметр — смысл жизни! Каждому из нас необходимо научиться испытывать радость, находить радость в каждом дне — этим человек получает благословение Бога, а ведь это и есть прославление Бога.

Партнерский материал.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+