18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лондонский Музей дома станет еще ближе к людям

Интерье­р 1745 года. Фото: Museum of home
Интерье­р 1745 года.
Фото: Museum of home
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Постоянная экспозиция под названием «Интерьеры разных эпох» существует здесь больше столетия и пользуется неизменной популярностью. Однако настало время ее обновлять, и этот процесс решено начать с интерьеров XX века

Любимый многими Музей дома, или Музей Джеффри, что занимает сразу несколько зданий в георгианском стиле — бывших богаделен — в лондонском районе Хокстон, вскоре преобразится. Здесь приступили к смене экспозиции в семи самых популярных залах. Упакованы и вывезены сотни предметов мебели, украшения, посуда, игрушки, ковры, белый пластиковый телефон 1970-х годов и портативный CD-плеер 1990-х.

Интерье­ры 1990-х. Фото: Museum of home
Интерье­ры 1990-х.
Фото: Museum of home

«Интерьеры разных эпох» вновь откроются для посетителей этим летом. Новая экспозиция должна объемнее отразить атмосферу оживленного, многонационального лондонского района, в котором бенгальцы, ирландцы и другие иммигранты, а также художники и студенты сдерживают натиск девелоперов, разглядевших потенциал территории.

Галерея «Интерьеры разных эпох» появилась еще в 1914 году, когда несколько бывших богаделен передали музею мебели. Целью экспозиции было продемонстрировать ремесленникам, занимавшимся мебельным производством в районе Ист-Энд, как менялись эстетические требования к их изделиям. В нескольких залах была воссоздана обстановка жилищ представителей разных сословий за четыре столетия. Нынешняя переделка не затронет интерьеры 1630–1830-х годов и коснется лишь более поздних залов, которые открылись в 1990-х. «Экспозиции уже более 20 лет, и она устарела — элементарно отстала от времени», — говорит куратор музея Луи Платман.

Интерье­р 1630-х. Фото: Museum of home
Интерье­р 1630-х.
Фото: Museum of home

Исторические залы, представляющие образцы убранства с начала XVII по начало ХХ века, обставлены роскошно: изысканная мебель, текстиль, серебро, фарфор и стекло. Но, по словам Платмана, есть одна общая черта и общая проблема — «доминирование в нарративе белых и представителей среднего класса». Это особенно бросается в глаза в залах, посвященных XVIII и XIX векам: здесь столы из красного дерева, бархатные кресла, серебряные чаши для пунша.

Интерье­р 1830-х. Фото: Museum of home
Интерье­р 1830-х.
Фото: Museum of home

В цокольном пространстве музея, посвященном 2021 году, куда более разнообразный набор предметов обстановки, шире социальный и этнический диапазон экспонатов — есть даже записи голосов эпохи. Контраст между экспозициями стал раздражающе очевидным: посетители оживленно общаются внизу, а наверху, как правило, бродят, зевая, в полной тишине.

«Мы собираемся это исправить, — говорит Платман. — Добавим музыку и записи голосов, чтобы оживить пространства». Одним из первых преображение коснется галереи с обстановкой конца XIX века. После пере­устройства она будет посвящена феномену айя — индийских нянь, переехавших в Англию вместе с семьями работодателей. Саундтреком экспозиции станут голоса женщин, исполняющих песни своих родных деревень — эти мелодии они привезли с собой и ими в холодной и далекой стране убаюкивали английских детей.

Реконструк­ция парадной комнаты лон­донского писателя и драма­турга Майкла Макмиллана. 1970-е. Фото: Museum of home
Реконструк­ция парадной комнаты лон­донского писателя и драма­турга Майкла Макмиллана. 1970-е.
Фото: Museum of home

Одним из источников вдохновения для создателей новой экспозиции служит зал 1978 года — реконструкция парадной комнаты лондонского писателя и драматурга карибского происхождения Майкла Макмиллана — со стенами с оранжевыми обоями, увешанными фарфоровыми тарелками и фотографиями из семейного архива, с гигантской радиолой и ковром с цветочным узором. Это один из самых популярных интерьеров XX века. Здесь всегда оживленно: многие посетители с детства помнят такие ретрогостиные, что были даже в небольших домах и квартирах.

Местные сообщества, включая еврейскую, бенгальскую, ирландскую и вьетнамскую общины, принимают активное участие в создании новой экспозиции. Интерьер типичной ирландской спальни 1950-х годов уже поменяли после выставки в Лондонском ирландском центре, где напомнили о былой роскоши напольных ковров.

Интерье­р 1915 года. Фото: Museum of home
Интерье­р 1915 года.
Фото: Museum of home

По словам Платмана, посетители регулярно интересуются: почему среди музейных интерьеров нет кухонь и ванных комнат? Решено восполнить этот пробел. В новой «Вьетнамской комнате» будет представлен процесс приготовления семейного обеда — со звуками и запахами. А в зале 1911 года воссоздадут обстановку квартиры работников ткацкой фабрики — евреев, которые готовятся к пятничному ужину. По сценарию они живут в одном из так называемых домов Ротшильда в когда-то колоритном квартале на востоке Лондона, построенных специально для еврейских переселенцев из Восточной Европы в конце XIX века и снесенных в 1980-х годах. Для Платмана этот проект во многом личный: его предки по отцовской линии были эмигрантами из Польши.

Интерье­р 1915 года. Фото: Museum of home
Интерье­р 1915 года.
Фото: Museum of home

Но не все так безмятежно в сегодняшней судьбе институции. В частности, продолжаются споры о Роберте Джеффри (1613–1703), богатом торговце, которому принадлежали эти богадельни, хотя формально он не имел никакого отношения к музею или его коллекциям. Статуя предпринимателя — оригинал начала XX века — до сих пор возвышается над главным входом. Как гласит табличка, которая дублируется в часовне, где установлен мемориал Джеффри, значительную часть состояния этот господин сколотил на крови: он поддерживал Восточноафриканскую компанию, которая занималась работорговлей. Местные активисты потребовали было демонтажа статуи, но тут разразился скандал с памятником Эдварду Колстону в Бристольской гавани — тогда власти заявили о намерении «сохранять и объяснять» подобные спорные монументы. Попечители музея пообещали в этом году вернуться к вопросу о статуе. Ее предлагают уже не демонтировать, а просто перенести в дальние залы. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+