18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж демонстрирует лучшие образцы искусства староверов Поморья

Икона резная «Голгофский крест». Первая половина — середина XIX в. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Икона резная «Голгофский крест». Первая половина — середина XIX в. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

На выставке, приуроченной к 300-летию основания Выговской пустыни, представлено почти 200 произведений поморских старообрядцев: иконы, медное литье, резные кресты, рукописные книги, рисованные настенные листы

Все началось с того, что куратор нынешней выставки Анна Иванникова, хранитель коллекции поздней русской иконописи в Государственном Эрмитаже, изучая бездонные фонды музея, задумалась о том, чтобы показать иконы, созданные мастерами Выговской старообрядческой пустыни. Первоначальный замысел пришлось почти сразу скорректировать, когда стало понятно, что, помимо икон, в Эрмитаже хранится богатейшая коллекция разнообразного художественного наследия выговских мастеров, в первую очередь коллекция меднолитной пластики и собрание резных икон с изображением Голгофского креста, а также рукописных книг и рисованных настенных листов. Было принято решение изменить и место экспонирования. Изначально выставку предполагалось провести в Меншиковском дворце (что было бы символично, учитывая роль, которую сыграл Александр Меншиков в сохранении автономии Выговской пустыни) — в своем окончательном, расширенном виде она открылась в середине октября в Манеже Малого Эрмитажа.

Книга рукописная «Виноград Российский». XVIII в. Переплет XIX в. Фото: Государственный Эрмитаж
Книга рукописная «Виноград Российский». XVIII в. Переплет XIX в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Одно из самых ранних образований старообрядчества, Выговское поморское общежительство примечательно тем, что в нем жили очень крупные богословы, полемисты, литераторы. По словам Иванниковой, помимо богословского аспекта, Выг выделяется колоссальным художественным наследием. «Когда специалисты говорят о выговском искусстве, то непревзойденными являются два направления, — рассказывает куратор. — Во-первых, это рукописная книга, которая в принципе считается последним взлетом искусства русской рукописной книги. Выговцы здесь не были превзойдены никем. Во-вторых, это выговское литье, которое отличается безупречностью, чистотой и качеством отливки, которого, на мой взгляд, впоследствии также никто достичь не смог».

Что касается иконописания, то оно, говорит Иванникова, находилось на очень высоком уровне и оказало огромное влияние, например, на более известную невьянскую иконописную школу. Говоря о резных деревянных иконах с изображением Голгофского креста, куратор подчеркивает, что никакой другой центр не сохранил подобного рода продукции в таком многообразии решений. «Во многом это, конечно, обусловлено региональной принадлежностью Выга — сыграли роль северные традиции резьбы по дереву», — поясняет она.

Продукция выговских мастерских имела широкое распространение среди старообрядческих беспоповских общин России вплоть до самого разорения пустыни в 1855 году.

Трёхстворчатый складень «Деисус, с избранными святыми». XVIII в. Фото: Государственный Эрмитаж
Трёхстворчатый складень «Деисус, с избранными святыми». XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

На выставке, приуроченной к 300-летию основания Выговской пустыни (сегодня это Республика Карелия, в 100 км на восток от Медвежьегорска), демонстрируется почти 200 произведений поморских старообрядцев. Большая часть прошла реставрацию и впервые предстает перед публикой.

Центральным экспонатом Анна Иванникова называет деисусный чин, снятый со святых врат обители. Важность этого предмета не только в самом его происхождении и местонахождении, но и в том, что это один из самых ранних известных памятников, созданных выговскими мастерами. Можно уверенно связывать дату его создания со строительством самих врат, а это 1735 год.

Также можно выделить три датированных медных складня — так называемые девятки, по числу представленных святых. Они созданы в 1719, 1720 и 1721 годах, и это, очевидно, одни из самых ранних образцов выговского литья, поскольку первое упоминание о существовании на Выгу «медницы» как раз соотносится с 1719 годом. Среди других редкостей — портреты двух основателей Выговского общежительства Даниила Викулина и Андрея Денисова. Известно, что подобные гравированные пунктиром портреты были широко распространены, но сохранились лишь два экземпляра — в Российской государственной библиотеке и в Эрмитаже. 

Государственный Эрмитаж
«Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа»
До 31 марта

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+