18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картину из запасника Хэмптон-Корта атрибутировали Артемизии Джентилески

В ходе реставрации был проведен в том числе анализ красочных пигментов, использованных при работе над полотном. Его результаты стали важными аргументами в пользу того, чтобы окончательно подтвердить авторство Артемизии Джентилески. Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023
В ходе реставрации был проведен в том числе анализ красочных пигментов, использованных при работе над полотном. Его результаты стали важными аргументами в пользу того, чтобы окончательно подтвердить авторство Артемизии Джентилески.
Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Изучение записей и анализ художественных материалов позволили проследить всю историю полотна «Сусанна и старцы». Эта информация особенно важна в связи с тем, что художница работала над картиной в Лондоне в одиночку, без участия ассистентов

Кураторы британской Королевской коллекции атрибутировали картину XVII века Артемизии Джентилески (1596–1653), тем самым расширив исторический канон знаменитой итальянской художницы. Судя по всему, «Сусанна и старцы» была написана по заказу Генриетты-Марии, супруги короля Карла I, правившего с 1625 по 1649 год. Таким образом проливается дополнительный свет на деятельность Артемизии в Лондоне в 1630-е годы.

«Проведенное исследование позволило связать описание „Сусанны и старцев“ с картиной, которая более 100 лет хранилась в запаснике дворца Хэмптон-Корт как „произведение французской школы“ и находилась в очень плохом состоянии. На оборотной стороне холста в ходе реставрации была обнаружена отметка „CR“ (Carolus Rex), подтвердившая, что картина входила в собрание Карла I», — говорится в пресс-релизе Королевской коллекции.

Произведение обнаружили кураторы Фонда Королевской коллекции в рамках исследовательского проекта под руководством Нико Манца, посвященного поиску картин, которые оказались в разных уголках Европы после казни Карла I в 1649 году.

Артемизия Джентилески. «Сусанна и старцы». Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023
Артемизия Джентилески. «Сусанна и старцы».
Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023

«Один из интересных аспектов истории этой картины связан с тем, что она, по-видимому, была написана по заказу королевы Генриетты-Марии для ее покоев, обновленных в ожидании рождения наследника. Сначала „Сусанна“ висела над новым камином, который, вероятно, был установлен тогда же и украшен монограммой Генриетты-Марии HMR (Henrietta Maria Regina). Это была именно картина королевы», — приводятся слова Манца в пресс-релизе.

Вскоре после реставрации монархии в 1660 году полотно вернули Карлу II. Позднее его повесили над камином в Сомерсет-Хаусе, затем перевезли в Кенсингтонский дворец, а потом в резиденцию Генриха VIII в Хэмптон-Корте, в описи которого за 1862 год упоминается, что она находится «в плохом состоянии».

Шейла Баркер, эксперт по творчеству Караваджо и исполнительный директор филадельфийской школы Studio Incamminati, констатирует: «Это совершенно неопровержимая атрибуция. Помимо стилистического анализа, Нико Манц и кураторы Королевской коллекции изучили ряд источников разного типа, в том числе описи, записи о провенансе и знак коллекционера на картине. Они даже провели анализ материалов, обнаруживший, что на картине присутствует антимонат свинца („неаполитанская желтая“), один из любимых пигментов Артемизии».

Рентгенография (слева) и инфракрасная рефлектография (справа) выявили изменения, внесенные Артемизией в композицию. Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023
Рентгенография (слева) и инфракрасная рефлектография (справа) выявили изменения, внесенные Артемизией в композицию.
Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023

Баркер полагает, что это настоящий прорыв, причем по нескольким причинам. «Во-первых, нам известно, что картина наверняка создавалась в 1639 году и была закончена не позднее начала 1640 года, когда художница уехала из Англии. Такой узкий временной промежуток чрезвычайно важен, поскольку лишь очень немногие работы Джентилески датируются хоть с какой-то точностью. Во-вторых, поскольку художница приехала в Англию одна, в создании лондонских картин не принимали участие ни ее ассистенты, ни другие соавторы, что дает нам более четкое представление о ее персональном стиле. Это делает „Сусанну“ из Королевской коллекции важным ориентиром».

«Самый характерный для Джентилески элемент „Сусанны“ из Хэмптон-Корта — это лицо героини, напоминающее ее „Автопортрет в образе лютнистки“ (1615–1617) и „Автопортрет в образе Екатерины Александрийской“ того же времени», — поясняет ливанский искусствовед Грегори Бучакджан. По его мнению, прибавление этой «Сусанны» к корпусу работ Артемизии дает новый материал для изучения и мужских фигур в ее творчестве, более неоднородных и зачастую выполненных ее соавторами.

Полотно «Сусанна и старцы» включено во временную экспозицию в королевской гостиной в Виндзорском замке. Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023
Полотно «Сусанна и старцы» включено во временную экспозицию в королевской гостиной в Виндзорском замке.
Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023

Это полотно включено сейчас во временную экспозицию в гостиной в Виндзорском замке вместе с «Автопортретом в образе аллегории живописи» (1638–1639), также кисти Артемизии, и картиной «Иосиф и жена Потифара» (около 1630–1632) ее отца Орацио Джентилески.

Новая атрибуция отражает всплеск интереса к художнице XVII века со стороны как институций, так и коммерческого сектора. В прошлом году организаторы выставки, посвященной неаполитанскому периоду Джентилески, атрибутировали ей еще четыре работы, что послужило очередным поводом для дискуссии о ее творческом методе. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+