18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Великие имена и руки звездного аукциониста принесли Christie’s успех

Аукцион стал последним, который вел международный президент аукционного дома Christie’s Юсси Пилкканен. Фото: Christie's
Аукцион стал последним, который вел международный президент аукционного дома Christie’s Юсси Пилкканен.
Фото: Christie's

Вечерние торги Christie’s в Нью-Йорке принесли $640,8 млн и временное успокоение нервозному арт-рынку. Кроме того, они стали лебединой песней знаменитого аукциониста Юсси Пилкканена

Аукцион искусства ХХ века в Нью-Йорке, один из важнейших в осеннем сезоне, принес самую высокую за последние шесть лет сумму продаж среди сборных торгов (с произведениями, принадлежащими разным владельцам). Аукцион стал последним, который вел международный президент аукционного дома Christie’s Юсси Пилкканен, проработавший здесь почти 40 лет.

досье
Юсси Пилкканен

Родившийся в Хельсинки Юсси Пилкканен работал в аукционном доме Christie’s с 1980-х годов. В 1995-м стал директором отдела импрессионистов и современного искусства и занимал эту должность десять лет. Следующее десятилетие был президентом Christie’s по Европе, Ближнему Востоку и России. Пилкканен — одно из самых узнаваемых лиц аукционного дома. В 2017 году именно он вел торги, на которых картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» ушла за $450,3 млн, став самым дорогим произведением всех времен. В 2022 году на аукционе, который он вел, за $195 млн была продана «Голубая простреленная Мэрилин» (1964) Энди Уорхола. Пилкканен также участвовал в самых громких и успешных аукционных распродажах знаменитых коллекций: Пола Аллена в 2022 году, Пегги и Дэвида Рокфеллер в 2018-м, Элизабет Тейлор в 2011-м. В лучшие годы русского искусства на мировом арт-рынке он вел русские торги в свойственной ему холодновато-агрессивной манере. После окончания карьеры в Christie’s Юсси Пилкканен планирует работать независимым арт-консультантом.

Еще…

Всего торги принесли $640,8 млн (итоговые суммы здесь и далее приводятся с учетом комиссионных аукционного дома). Доля продаж по лотам составила, сгладив неприятные ощущения, 97%. Были установлены шесть аукционных рекордов для художников, в том числе Ричарда Дибенкорна, Джоан Митчелл и Барбары Хепуорт.

Эгон Шиле. «Автопортрет». 1910. Фото: Christie's
Эгон Шиле. «Автопортрет». 1910.
Фото: Christie's

Вечер начался продажей «Автопортрета» Эгона Шиле, выполненного акварелью и черными карандашами на бумаге. Работа 1910 года легко преодолела эстимейт в $2 млн и достигла $2,8 млн. Другой автопортрет Шиле на бумаге, сделанный в 1912 году в тюрьме, куда художника заключили за связь с несовершеннолетней, вызвал борьбу между полудюжиной участников торгов и ушел за колоссальные $10,9 млн, что почти в четыре раза превысило эстимейт. Обе работы происходили из коллекции венской звезды кабаре и экрана Фрица Грюнбаума.

Один из звездных лотов вечера, абстракция Аршила Горки «Обугленные возлюбленные I» (1946), продан за рекордные $23,4 млн. Работа была написана в том же году, когда в мастерской художника произошел пожар. Она попала на торги, побывав в знаменитой коллекции киномагната Дэвида Геффена, и легко превзошла предыдущий аукционный рекорд художника в $14 млн, установленный в 2018 году.

Ричард Дибенкорн. «Воспоминания о визите в Ленинград». 1965. Фрагмент. Фото: Christie's
Ричард Дибенкорн. «Воспоминания о визите в Ленинград». 1965. Фрагмент.
Фото: Christie's

Еще одним выдающимся лотом стали «Воспоминания о визите в Ленинград» (1965) Ричарда Дибенкорна, большая абстрактная картина, залитая солнцем, которая впервые появилась на аукционе. Полотно было продано анонимному участнику торгов, делавшему ставки по телефону, за $46,4 млн, что побило предыдущий рекорд художника в $27,2 млн. Композиция Джоан Митчелл «Без названия» (около 1959) достигла рекордной для художницы суммы в $29,1 млн. Американская абстракция показывала сильные результаты в течение всего вечера, что несколько успокоило нервных участников арт-рынка, разочарованных вялыми итогами торгов, прошедших в Нью-Йорке в начале месяца.

Джоан Митчелл. «Без названия». Около 1959. Фрагмент. Фото: Christie's
Джоан Митчелл. «Без названия». Около 1959. Фрагмент.
Фото: Christie's

Успехи европейских классиков модернизма также были очевидны. Почти монохромное полотно Пабло Пикассо «Лежащая обнаженная» 1968 года было продано галеристу Ларри Гагосяну за $13,6 млн. Картина происходила из поместья Джерри Мосса, покойного продюсера и соучредителя A&M Records. Из той же коллекции вышли на торги кокетливый портрет дочери Кизетты работы Тамары де Лемпицкой (около 1928–1930), проданный за рекордные $14,7 млн, и ранняя работа Фриды Кало «Портрет Кристины, моей сестры» (1928), ушедшая за $8,2 млн. В общей сложности произведения из собрания Мосса дали $54,7 млн.

Марк Ротко. «Без названия» («Желтый, оранжевый, желтый, светло-оранжевый»). 1955. Фото: Christie's
Марк Ротко. «Без названия» («Желтый, оранжевый, желтый, светло-оранжевый»). 1955.
Фото: Christie's

Великолепная композиция Марка Ротко «Без названия» («Желтый, оранжевый, желтый, светло-оранжевый»), написанная в 1955 году, когда-то принадлежала Полу и Банни Меллон, которые приобрели ее в галерее Marlborough в 1970 году. Она также была продана участнику торгов по телефону за $40 млн — весьма скромную сумму при таких провенансе и качестве.

Еще одна группа лотов высшего уровня происходила из коллекции легендарного, ныне покойного канадского режиссера, создателя сериала «Охотники за привидениями» Айвана Рейтмана и его жены Женевьевы. В число этих работ входили, например, «Спящая женщина» (1934) Пабло Пикассо (продана за $42,9 млн) и большой холст «Без названия III» (1984) Виллема де Кунинга ($8,5 млн). Всего коллекция принесла $74,2 млн.

Клод Моне. «Пруд с кувшинками». 1917–1919. Фото: Christie's
Клод Моне. «Пруд с кувшинками». 1917–1919.
Фото: Christie's

Самым дорогим лотом на этом аукционе Christie’s стало горизонтальное полотно размером 100 на 200 см из серии «Пруд с кувшинками», написанное Клодом Моне приблизительно в 1917–1919 годах и происходившее из анонимной частной коллекции. Оно ушло за $74 млн.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+